Українська євангельська теологічна семінарія

Перелом в древнерусском Богословии

230 КУР /1//1
Курганский, Т. ;
Перелом в древнерусском Богословии / Курганский, Т.. — Москва : Издательство Крутицкого подворья, 2003
ББК
ДКД 230 281.9
ДКД 230 281.9
Зміст:
Содержание:
Предисловие;
Глава первая. Общий характер богословия московского и киевского;
Богословы московские;
I. Общие сведения о них;
II. Церковность древнерусского богословствования;
III. Источник разумения богооткровенных истин – созерцание;
IV. Святоотеческие системы христианского учения;
V. Богословие древнерусское в отношении к древнему и к современной ему жизни;
VI. Древнерусское богословие и монашество;
Богословы киевские;
I. Религия и богословие латинян;
II. Киевское богословие;
III. Разделение Киевского Катехизиса;
IV. Содержание учений о вере, надежде и любви;
Глава вторая. Сравнительное учение о воплощении и искуплении;
I. Общий характер отеческого учения о Сыне Божием;
II. Древнеотеческое учение о воплощении;
III. Учение о том же Московских богословов;
IV. Особенности западного богословствования о воплощении;
V. Значение воплощения с аскетической (церковной) точки зрения;
VI. Искупление от власти диавола;
VII. Русские богословы о том же;
VIII. Искупление у латинских и южнорусских богословов;
Глава третья. Разбор учения о таинствах;
I. Учение древнеотеческое;
II. Учение о благочестии Московских богословов;
III. Учение о таинствах в латинском и Киевском богословии.
Анотація:
Названное сочинение принадлежит перу покойного иеромонаха Тарасия (Курганского); оно было его кандидатской работой в 1899–1900 годах, когда он в сане иеромонаха оканчивал курс Казанской духовной академии, имея 25 лет от роду, – и впервые было напечатано в «Миссионерском Обозрении» за 1903 год под заглавием: «Великороссийское и малороссийское богословие XVI и XVII веков». Иеромонах Тарасий был одарен блестящим талантом и обладал огромной начитанностью с детства, которое проводил в Москве в старообрядческой семье у отца и матери.

Окончив курс Московской гимназии, он поступил в духовную академию, а затем, побыв полгода духовником при каторжной тюрьме в Зерентуе за Нерчинском, поступил на духовно-учебную службу и с первого же года прославился, как проповедник и лектор.

Он скончался в Москве 30 августа 1904 года в звании смотрителя Заиконоспасского духовного училища на 29 году своей жизни. Кроме предлагаемой кандидатской диссертации, он напечатал несколько проповедей, а затем ряд критических статей в Московском духовном журнале «Вера и Церковь» о сочинениях Милюкова «Очерки русской культуры». Эти статьи были предметом его публичных лекций в Житомире и привлекали многочисленных слушателей.

Мы не будем теперь распространяться о его прекрасной, высоконаучной диссертации, а укажем только на то, что при всей, просто невероятной по своему объему начитанности, 24-летнего тогда автора в Св.Библии, св.отцах и в богословской науке, он не успел получить и принять во внимание одного весьма для него ценного источника по истории догматического богословия, о котором здесь нужно сказать несколько слов. – Разумеем книгу иеромонаха Кирилла Транквиллиона «Зерцало Богословия», впервые напечатанное «в монастыру Почаевском» в 1617 году, а впоследствии неоднократно переизданное и самим автором, перешедшим, увы, в униатскую веру, и его дальнейшими единомышленниками, – переизданное в искаженном виде с явно латинским направлением.

Наш автор, иеромонах Тарасий, считал первыми представителями южнорусского богословия 17 века только протоиерея Лаврентия Зизания, автора Большого Катехизиса, и Митрополита Петра Могилу, автора Малого Катехизиса, или так называемого Православного Исповедания, которых автор справедливо признает первовиновниками римско-католического влияния на наше школьное богословие, сохранившегося в нем до последнего времени, и представляет это влияние «малороссийским». Уже после кончины нашего автора, или незадолго до нее, я мог ознакомиться в Почаевской Лавре с вышеупомянутой книгой Кирилла Транквилиона в ее первоначальном виде и почитаю долгом засвидетельствовать, что она совершенно чужда латинского влияния, так что называть последнее малороссийским не вполне справедливо.

I. «Зерцало Богословия» иеромонаха Кирилла так же, как и прочие древнерусские богословские сочинения, свободно от схоластического деления христианского богословия по отделам веры, надежды и любви;

II. Совершенно свободно от изъяснения нашего спасения Господом Иисусом Христом в юридическом смысле, как это началось у нас с Лаврентия Зизания («иже всея зизания, т.е. плевела на поле церковном» – слова одного старого русского богослова);

III. «Зерцало» не имеет механического учения о таинствах и не утверждает их седмеричного числа. Словом, оно несравненно ближе к древнеотеческому богословию, нежели к средневековому латинскому и современному школьному.

В помянутом «Зерцале» автор, изложив достаточно подробно православное учение о Боге, о Святой Троице, о воплощении, переходит далее, по примеру древнейших отцев, а еще ранее – и мужей Апостольских, к изложению понятия о двух царствах – Божием и диавольском – и их взаимной борьбе, и подобно книгам Нового завета и в частности творениям Ап. Иоанна, начинающимся с учения о Боге и Его Сыне и заканчивающимся Апокалипсисом, то есть пророчеством о борьбе царства Христова с царством диавола, с каковым оттенком изложено и 4-е Евангелие.

Быть может, злосчастный переход Транквиллиона в римскую унию был причиной тому, что последующие южнорусские богословы не пользовались его «Зерцалом», и оно вместе со своим автором предано было забвению.

Працює на АБІС Коха