МАРК-запис
000 -Маркер запису |
Маркер (контрольне поле довжиною 24 байти) |
11690nam a22001811i 4500 |
001 - Ідентифікатор запису |
Ідентифікатор біб-запису |
20360 |
010 ## - ISBN |
ISBN |
5-89826-260-1 |
100 ## - Дані загальної обробки |
Дані загальної обробки |
20160923 |||y0rusy50 |
101 ## - Мова |
Мова тексту, звукової доріжки тощо |
російська |
200 1# - Назва |
Основна назва |
Время длительность вечность |
Підзаголовок |
Проблема времени в европейской философии и науке |
Перші відомості про відповідальність |
Гайденко, П.П. |
210 ## - Місце та час видання |
Місце публікування, друку, розповсюдження |
Москва |
Назва видавництва, ім’я видавця, розповсюджувача, тощо |
Прогресс-Традиция |
Дата публікації, розповсюдження, тощо |
2007 |
327 ## - Примітки |
Текст примітки |
Содержание:<br/>Введение;<br/>Глава I. ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ;<br/><br/>1. Зенон из Элей: существует ли движение?;<br/>2. Платон: время и вечность;<br/>3. Аристотель: принцип непрерывности как условие возможности движения. Решение Аристотелем парадоксов Зенона;<br/>4. Понятие времени у Аристотеля;<br/>5. Неделимый момент «теперь»;<br/>6. Аристотель о вечности времени;<br/>7. Аристотель об отношении времени к душе;<br/>8. Плотин: время как жизнь души;<br/><br/>Глава II. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВРЕМЕНИ;<br/>1. Проблема времени в христианской патристике. Аврелий Августин;<br/>A ) Личный Бог и рождение «внутреннего человека»;<br/>Б ) Тварное время и нетварная вечность;<br/>В ) Время есть протяженность (растяжение) души.Время и память;<br/>2. Боэций о времени и вечности: время (terapus), бесконечная длительность (sempiternitas), вечность (aeternitas);<br/>3. Дионисий Ареопагит и Максим Исповедник: вечность, «века», время;<br/>4. Ансельм Кентерберийский: вечность есть целое;<br/>5. Фома Аквинский: единство вечности и множественность времени;<br/>6. Теология истории Иоахима Флорского;<br/><br/>Глава III. ОТ ОНТОЛОГИЗМА К ПСИХОЛОГИЗМУ: ДЛИТЕЛЬНОСТЬ И ВРЕМЯ В XVII-XVIII ВВ;<br/>1. Р. Декарт: длительность как атрибут (или модус) субстанции;<br/>2. Дискретность частей времени у Декарта;<br/>3. Б. Спиноза: вечность Бога и длительность сотворенных вещей;<br/>4. Психологическое понимание длительности у Д. Локка;<br/>5. Дж. Беркли: последовательность идей в конечном духе образует время;<br/>6. Д. Юм: «время должно быть составлено из неделимых моментов»;<br/><br/>Глава IV. ИСААК НЬЮТОН: АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ;<br/>1. Абсолютные время, пространство и движение;<br/>2. Философские и теологические предпосылки ньютоновской теории времени;<br/>3. Ньютон и Генри Мор. Полемика с Декартом;<br/>4. Критика теории «двух абсолютов» Гюйгенсом, Эйлером, Лапласом;<br/><br/>Глава V. Г. ЛЕЙБНИЦ: ВРЕМЯ КАК ПОРЯДОК ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ;<br/>1. Критика Лейбницем теории времени Ньютона;<br/>2. Понятие времени у Лейбница;<br/>3. Время как возможность. Лейбниц и Барроу;<br/><br/>Глава VI. И. КАНТ: ВРЕМЯ КАК АПРИОРНАЯ ФОРМА ЧУВСТВЕННОСТИ;<br/>1. Критика Кантом психологической и онтологической интерпретаций времени;<br/>2. Кант, Лейбниц и Эйлер. Можно ли отождествить априорное с врожденным?;<br/>3. Приоритет внутреннего чувства перед внешним, времени перед пространством;<br/>4. Время как трансцендентальная схема;<br/>5. Что такое чистый синтез;<br/>6. Продуктивная способность воображения - общий корень чувственности и рассудка;<br/>7. Вневременное бытие и практический разум;<br/><br/>Глава VII. ФИХТЕ: ВРЕМЯ КАК ПРОДУКТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ ВООБРАЖЕНИЯ;<br/>1. Абсолютный субъект как чистая деятельность;<br/>2. Время есть «парение силы воображения между двумя несовместимостями»;<br/>3. Рефлексия - причина возникновения времени;<br/>4. Возвращение к генологии элеатов и платоников. Имперсонализм Фихте;<br/><br/>Глава VIII. ПРОБЛЕМА ВРЕМЕНИ В ФИЛОСОФИИ ШЕЛЛИНГА;<br/>1. Время как обращенная на себя деятельность Я;<br/>2. Принцип развития и понятие процесса как предпосылки понимания мира и Бога;<br/>3. Пересмотр учения о вечности Бога. Введение времени в жизнь Божества;<br/><br/>Глава IX. ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ В ФИЛОСОФИИ НАУКИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ. ЭРНСТ МАХ И АНРИ ПУАНКАРЕ;<br/>1. Мах как критик Ньютона;<br/>2. Физиологическое и физическое (метрическое) время;<br/>3. Принцип относительности Маха. Измерение как установление отношения ;<br/>4. Критика абсолютных пространства и времени Ньютона;<br/>5. А. Пуанкаре: «свойства времени - только свойства часов»;<br/>6. Эксперимент и теория в физике;<br/>7. Время и его измерение;<br/>8. Проблема одновременности;<br/><br/>Глава X. АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН: ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ КАК ЧЕТЫРЕХМЕРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ;<br/>1. Завершение релятивизации понятия времени;<br/>2. От специальной к общей теории относительности;<br/><br/>Глава XI. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ФИЛОСОФИЯ ПРОЦЕССА;<br/>1. Ориентация на опыт;<br/>2. Понятие жизни. Подвижное единство потока;<br/>3. Эволюционизм в философии и науке XX столетия;<br/>4. Фетишизация времени в постметафизической философии и постнеклассической науке;<br/><br/>Глава XII. ПРОБЛЕМА ВРЕМЕНИ В ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ№<br/>1. Психологическая трактовка времени. А. Бергсон;<br/>2. Время и история. В. Дильтей;<br/>3. Мифологическая трактовка времени. О. Шпенглер;<br/><br/>Глава XIII. ЭДМУНД ГУССЕРЛЬ: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ КАК АБСОЛЮТНЫЙ ТЕМПОРАЛЬНЫЙ ПОТОК;<br/>1. Философия как строгая наука. Критика Гуссерлем натурализма и историцизма№<br/>2. Принцип очевидности и чистый феномен. Поворот к трансцендентальной субъективности;<br/>3. От созерцания сущностей к анализу трансцендентального Я;<br/>4. Временность как самый глубокий пласт трансцендентального Я;<br/><br/>Глава XIV. МАРТИН ХАЙДЕГГЕР: ИЗНАЧАЛЬНАЯ ВРЕМЕННОСТЬ КАК БЫТИЙНОЕ ОСНОВАНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ;<br/>1. Хайдеггерова интерпретация учения Аристотеля о времени;<br/>2. Переосмысление кантовской теории времени;<br/>3. Критика Гуссерлевой концепции времени;<br/>4. Конечный характер подлинной временности;<br/><br/>Заключение. К вопросу о вечности;<br/>Указатель имен;<br/>Список публикаций П.П. Гайденко. 1959-2005. |
330 ## - Короткий зміст |
Текст примітки |
Книга посвящена анализу проблемы времени, как она ставилась в философии и науке начиная с античности и до наших дней. В центре внимания автора - парадоксы времени и внутренняя сопряженность понятий времени и вечности.<br/>Автор сочетает логико-теоретический анализ понятия времени со сравнительно-историческим анализом, показывая, что каждой крупной эпохе в развитии мысли присущи некоторые общие подходы к исследованию времени. Так, в классической античности время рассматривается в связи с жизнью космоса (Платон, Аристотель); в эпоху эллинизма оно предстает как форма жизни мировой души (Плотин), а у отцов Церкви - как форма жизни души индивидуальной (Августин). В средние века на первый план выходит тема «время - вечность» (не чуждая, впрочем, и предшествующим вышеупомянутым мыслителям). В новоевропейской философии и науке подчеркивается относительность и субъективность времени, имеющего, однако, объективную основу - длительность, еще не утратившую связь с вечностью (Декарт, Ньютон, Лейбниц). Наконец, в постметафизический период XIX-XX вв., когда возобладал дух секулярности и на первый план вышла «философия процесса» в разных формах: эволюционизма, историцизма, психологизма, философии жизни и экзистенциализма, - время объявляется последней онтологической реальностью, утрачивая свою укорененность в вечности. Наиболее ярко эта тенденция выражена Хайдеггером - создателем «онтологии времени». |
676 ## - ДКД |
Індекс |
215 |
686 ## - Індекси інших класифікацій |
Код системи |
Десяткова класифікація Дьюі та відносний показник (ДКД) |
700 ## - Особисте ім’я |
автор |
Гайденко, П.П. |
942 ## - Додаткові дані (Коха) |
Тип одиниці (рівень запису) |
Книги |
Класифікаційна частина шифру збереження |
215 |
Авторський (кеттерівський) знак, дати чи термін, що додаються до класифікаційного індексу |
ГАЙ |
Суфікс шифру зберігання |
/1//1 |
Шифр замовлення |
215 ГАЙ /1//1 |
Код системи класифікації для розстановки фонду |
Десяткова класифікація Дьюі та відносний показник (ДКД) |