297 НАС /1//1
Насыров И. Р., ;
Основания исламского мистицизма : Генезис и эволюция / Насыров И. Р.. Том 1. Исследования. — М. : Языки славянских культур, ©2012. — (Философская мысль исламского мира). — ISBN 978-5-9551-0528-4
ДКД 297
ДКД 297
Зміст:
Предисловие ..................................................................................................9
Введение.......................................................................................................13
Глава I. Феномен «зухда» в исламе ...........................................................33
§ 1.1. Аскетизм в античности, христианстве, буддизме
и в доисламской Аравии ........................................................................38
§ 2.1. «Зухд» в исламе ............................................................................56
2.1.1. Трактовки «зухда» традиционалистами, мутазилитами
и суфиями в первые века ислама.....................................................65
2.1.1.1. Понимание «зухда» ранними традиционалистами .....67
2.1.1.2. Понимание «зухда» мутазилитами...............................70
2.1.1.3. Понимание «зухда» ранними суфиями ........................72
2.1.2. Отношение к «зухду» в эпоху классического ислама..........80
2.1.2.1. Отношение к «зухду» в среде традиционалистов .......80
2.1.2.2. Отношение к «зухду» в рамках доктринального
суфизма ........................................................................................84
2.1.3. Трактовка феномена «зухд» и соотношения «зухд»
и «тасаввуф» (суфизм) в исламоведении ....................................103
§ 3.1. Развитие «зухда»: разделение на практический
и теоретический «зухд»........................................................................120
3.1.1. Физический «зухд» ...............................................................135
3.1.2. Этический «зухд»..................................................................138
3.1.3. «Зухд» как духовно-практическая деятельность
с познавательной установкой и его онто-гносеологические
основания ........................................................................................140
3.1.3.1. Онтологические основания (общие и частные
основания возникновения познавательного аспекта зухда)..142
3.1.3.2. Теоретико-познавательные элементы «отрешения
от мирского» (зухд) ...................................................................152
3.1.3.3. Становление мистической традиции в рамках
«отрешения от мирского» (зухд)..............................................174
3.1.3.4. Кризис движения «отрешения от мирского» (зухд)..189
Глава II. Развитие доктринального суфизма ..........................................197
§ 2.1. От рационального к интуитивному ..........................................201
§ 2.2. «[Само]уничтожение [в Боге]» (фанā’)
как опыт трансцендирования ..............................................................224
§ 2.3. Учения об интуитивно-созерцательном познании
Абсолюта...............................................................................................228
2.3.1. ’Абy Са‘ид ал‑ХÔаррāз...........................................................228
2.3.2. Сахл ат‑Тустари ....................................................................230
2.3.3. ’Абy Йазид ал‑Бистāми ........................................................236
2.3.4. Ал‑Х̣аллāдж...........................................................................244
2.3.5. Ал‑Г̣азāли ..............................................................................250
§ 2.4. Концепция суфийского познания: «Путь к Богу» (тарūк).....258
2.4.1. Основание суфийской теории и практики..........................258
2.4.2. «Стоянки» (макāмāт) и «состояния» (ахвāл)....................262
2.4.3. Богопоминание (зÔикр), «постоянное осознание» (мурāкаба)
и «радение» (самā‘)........................................................................267
2.4.4. Конечная цель Пути к Богу (тарūк) ...................................268
2.4.4.1. «[Само]уничтожение [в Боге]» (фанā’), «пребывание
[в Боге]» (бакā’) и «нахождение [Бога]» (ваджд) .................268
2.4.4.2. «Созерцание» (мушāхада)...........................................276
2.4.4.3. Интуитивно-созерцательное и мистическое
познание.....................................................................................279
2.4.4.4. Первоначало и множественный мир,
познаваемость Первоначала.....................................................287
2.4.4.5. Время (вакт).................................................................292
2.4.4.6. От понимания истины как предмета поиска
к ее «утвержденности».............................................................293
§ 2.5. От дуализма к моноонтизму......................................................308
2.5.1. «Наука Единобожия» (‘илм ат‑тавхūд) ал‑Джунайда .....316
2.5.2. Теория «договора» (мūcāк)..................................................328
2.5.3. Учение ал‑Джунайда о богопознании ................................332
Глава III. Единство и единственность Бытия: видение мира неиным
Богу. Самопознание как открывание потаенного Бытия........................357
§ 3.1. Человек как место самопостижения Бога в процессе Его
проявления (таджаллин) в мире ........................................................360
§ 3.2. Коран и хадисы о богоявлении (таджаллин)..........................363
§ 3.3. Богоявление (таджаллин) в суфизме.......................................365
§ 3.4. Ибн ‘Араби и его последователи о богоявлении
(таджаллин).........................................................................................372
3.4.1. «Прекрасные имена Бога» (ал‑асмā’ ал‑хуснā)..................385
§ 3.5. Богоявление (таджаллин) как акт самопознания
Абсолюта в человеке ............................................................................390
§ 3.6. «Достижение истинности» (тахкūк) как реализация единства
«осуществившего Истину» (мухаккик) с предметом своего знания,
с Абсолютом..........................................................................................399
3.6.1. Рациональное познание .......................................................403
3.6.2. Интуитивно-созерцательное познание (мушāхада) ..........408
3.6.3. Мистическое познание («достижение истинности»
(тахкūк))..........................................................................................412
3.6.4. «Избранничество» (вилāйа) — высшая степень суфийского
познания, итог «достижения истинности» (тахкūк)...................439
3.6.5. Развитие идеи «единства бытия» (вахдат ал‑вуджyд)
после Ибн ‘Араби и характер комментаторской традиции
(неоплатонизация Ибн ‘Араби).....................................................445
Заключение................................................................................................463
Список сокращений.................................................................................466
Библиография...........................................................................................467
Биобиблиографический словарь...........................................................483
Предметный указатель ...........................................................................491
Указатель имен.........................................................................................522
Указатель арабских терминов и словосочетаний ..............................531
Анотація:
Работа посвящена исследованию онтологических и гносеологических оснований одного из ведущих направлений классической арабо-мусульманской философии — суфизма. В книге исследуются причины возникновения мистического течения в исламе и его превращения в философский суфизм. На основе обширного текстологического материала суфизм рассматривается
во всех исторических формах его бытования как единое явление.
В центре внимания автора — экспозиция основных суфийских концепций в свете их становления и развития. Книга снабжена предметным и именным указателями, списком арабоязычных терминов и понятий.