140 САВ /1//1
Саврей В. Я., ;
Александрийская школа в истории христианской мысли : Учебное пособие / Саврей В. Я.. — Москва : Издательство Московского университета, ©2012. — 232 с. . — ISBN 978-5-211-05655-8
ББК 1(091) (4/9)
ДКД 140
ДКД 140
Зміст:
Цель и задачи спецкурса
Раздел I АЛЕКСАНДРИЯ: КУЛЬТУРНЫЙ, РЕЛИГИОЗНЫЙ, НАУЧНЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ ЦЕНТР ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО МИРА

Лекция 1. Исторические предпосылки развития александрийской философии
Лекция 2. Религиозность как фактор своеобразия александрийской интеллектуальной традиции

Раздел II ИУДЕО-АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Лекция 3. Филон Александрийский: опыт систематизации философских идей предшественников
Лекция 4. Учение Филона о Боге и Логосе
Лекция 5. Философские идеи Филона как основа его герменевтики и экзегетики

Раздел III ХРИСТИАНСКАЯ КАТЕХЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА -АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ДИДАСКАЛИОН

Лекция 6. Дидаскалион: проблемы периодизации
Лекция 7. Становление Александрийской школы как института высшего философско-богословского образования.

Раздел IV КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ ШКОЛЫ В ЦЕНТР ФИЛОСОФСКО-БОГОСЛОВСКОЙ НАУКИ

Лекция 8. Труды Климента Александрийского как ученого и философа
Лекция 9. Герменевтика Климента Александрийского в русле развития аллегорического метода
Лекция 10. «Лбуод» как ключевое понятие в учении Климента Александрийского

Раздел V ФИЛОСОФСКО-БОГОСЛОВСКАЯ СИСТЕМА ОРИГЕНА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО

Лекция 11. Ориген и расцвет Александрийской школы как института эпохи христианской Античности
Лекция 12. Онтология, антропология и теология Оригена
Лекция 13. Кульминация аллегорической герменевтики в трудах Оригена

Раздел VI АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ И АНТИОХИЙСКАЯ ШКОЛЫ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИЛИ СИНТЕЗ?

Лекция 14. Антиохийская школа в лице ее выдающихся представителей
Лекция 15. Сравнительный анализ александрийского и антиохийского герменевтических методов

Раздел VII ВЛИЯНИЕ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ ШКОЛЫ НА ЕВРОПЕЙСКУЮ ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ

Лекция 16. Новоалександрийская школа: святители Афанасий Великий и Кирилл Александрийский
Лекция 17. «Александрийская школа вне Александрии». Великие каппадокийцы: святители Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский
Лекция 18. Философско-богословское наследие александрийских мыслителей в истории европейской культуры


Анотація:
В учебном пособии представлен курс лекций, прочитанных автором на философском и историческом факультетах МГУ имени М.В.Ломоносова в 1997-2009 гг. Книга знакомит читателя с Александрийской школой - концептуальным историко-философским понятием, охватывающим комплекс важнейших вопросов позднеантичного и раннехристианского миросозерцания. Развитие философских идей в их тесной связи с рефлексией религиозной мысли прослеживается сквозь череду веков - от возникновения Александрийской школы до ее угасания и качественного перерождения в форму присущей христианской патристической мысли "золотого века" интеллектуальной традиции. Александрия как мировой центр культуры соперничала с Римом и лидировала в области философского образования. Она дала миру Плотина и Оригена, внесла решающий вклад в преодоление гностицизма как первого соблазна христианской философской мысли. Отсюда начали распространяться арианство и оригенизм, но здесь же были сформулированы догматы православного вероучения святителями Афанасием Великим и Кириллом Александрийским. История Александрийской школы не переставала вызывать принципиальные споры и после окончания Средних веков. И сегодня александрийская философия не утратила своей актуальности, связанной с такими областями гуманитарного познания, как герменевтика и экзегетика, семиотика, метафизика, онтология, антропология и философия религии.