215 НЕС /1//1
Нестерук А. В. , ;
Логос и космос : Богословие, наука и православное предание / Нестерук А.. — Москва : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, ©2006. — 443 с.. — (Богословие и наука). — ISBN 5-89647-118-1
ББК 215
ДКД 215
ДКД 215
Зміст:
ВВЕДЕНИЕ. Православие и наука: особый опыт
Глава I СВЯТООТЕЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ
Введение
Проблема в ее историческом контексте
Христианские апологеты и греческая религиозная философия
Философия и наука в сотрудничестве ради истины
Вера как условие знания
Истолкование природы
Законы природы
Преображение природы
От единообразия в природе к Слову (Логосу) Божьему. Святой Афанасий
Преподобный Максим Исповедник о логосах мироздания
Отстраненность от природы и любовь к ней
Латинская церковь и естественные науки
Августин Гиппонский и естественные науки
Наука как служанка богословия в трудах Августина
«Семенные причины» и естественный закон у Августина
Отличия греческого подхода к естественным наукам от латинского
Глава II ОСОБОЕ МЕСТО БОГОСЛОВИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ НАУКАМИ: СВЯТООТЕЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРОТИВ СОВРЕМЕННОГО
Богословие как опыт богообщения: как святые отцы понимали богословие
Неизбежность мистического аспекта в богословии
Уникальность богословия
Церковные определения как границы веры
Апофатизм православного богословия
Человеческая способность, делающая богословие возможным, и ее роль в богомыслии
Что вбогословии может быть соотнесено с наукой?
Воплощение Христа как основание богословия
«Сравнение» богословия и науки
Духовный ум и посредничество между богословием и наукой
Православное богословие и философия
Πравославное богословие и наука: эпистемологическая формула
Глава III К БОГОСЛОВСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ ПОСРЕДНИЧЕСТВА С НАУКОЙ
Философия и апофатизм
Научный монизм и апофатизм
Антитетическая диалектика и антиномический монодуализм
Апофатическое богословие и трансцендентальная философия
Возражения Канта на доказательство бытия Божьего из замысла мира
Святоотеческий ответ Канту: от монистического субстанциализма к обусловленной онтологии
Логосы творения и мироздание
Логосы творения и антиномии
Ипостасное измерение в религиозных умозаключениях, сделанных из наблюдения за тварным миром
Вселенная как «во-ипостасная» в Логосе Божьем
Глава IV ТВОРЕНИЕ В КОСМОЛОГИИ И В БОГОСЛОВИИ
Сотворение из ничего и зависимость мироздания от Творца
Творение и воплощение: постижимость мира и научный прогресс
Творение в классической космологии: космологическая эволюция и начальные условия
Исключение действительного времени в квантовой космологии
Некоторые общие комментарии по поводу модели Хокинга
Мнимое время в квантовой космологии и вневременное время в христианском платонизме
Квантовая космология: диафора в творении против творения из ничего
Глава V НЕОБРАТИМОСТЬ ВРЕМЕНИ И ЛОГОС ТВОРЕНИЯ
Необратимость времени и вечность
Необратимость времени и граничные условия вселенной
Модель Пенроуза и ее богословское истолкование
Необратимость времени через необратимость процессов
Необратимость времени и два взгляда на природу
Трактовка Пригожиным парадокса времени
От необратимости в физике к случайной обусловленности творения в программе Пригожина
Глава VI ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК ИПОСТАСЬ ВСЕЛЕННОЙ
Определение события человечества
Событие человечества и антропный принцип
Ипостасноe измерение события человечества
От антропного трансцендентализма к христианскому платонизму
Антропные аргументы в космологии и эпистемология
Гипотеза о множественности миров и ее богословское истолкование
Познаваемость и смысл вселенной: антропный принцип участия
Событие человечества и воплощение Христа
Вселенная как ипостасное событие
Событие человечества и судьба вселенной
Нескончаемость события человечества в финальной антропной космологии
Событие человечества и преображение вселенной

Анотація:
Настоящая монография — это первое систематическое исследование по проблеме науки и религии в перспективе православного христианства на русском языке. Проблема науки и религии широко обсуждается в Западной Европе, Северной Америке и за их пределами.
Ежегодно публикуются десятки книг и проводятся многочисленные конференции по различным аспектам диалога между наукой и религией, отражающие активную исследовательскую и преподавательскую деятельность ученых, философов и богословов в университетах Америки и Западной Европы. В этом диалоге участвуют представители практически всех христианских конфессий, а также других мировых религий.
Однако православное христианство представлено в этом диалоге очень слабо. Это связано не только с тем фактом, что участников диалога в православных странах можно пересчитать по пальцам, но, главное, с тем, что в этих странах систематическая исследовательская активность, способная давать результаты, которые могли бы быть опубликованы на Западе и составить ощутимый вклад в диалог и, может быть, даже дополнить его в тех аспектах, которые по историческим и чисто богословским причинам выпали из кругозора западных мыслителей, находится в зачаточном состоянии.
Именно поэтому задачей моей книги была попытка представить возможные пути диалога между наукой и религией, которые может предложить православная традиция.
Алексей Нестерук занимается исследованиями в области космологии и квантовой физики. Книга начинается обзором святоотеческих свидетельств об отношении к естественно-научному
знанию, рассматривает основные современные проблемы в этой области: статус научного и религиозного знания, соотношение космологии и креационизма, вопросы философии, материи и антропологии.