000 11650nam a22002051i 4500
001 11100
010 _a5-901337-09-3
090 _a11100
100 _a20160923 |||y0rusy50
101 _arus
200 1 _aИстория веры и религиозных идей
_eТом 1 от каменного века до элевсинских мистерий
_fЭлиаде, М.
210 _aМосква
_cКритерион
_d2002
327 2 1 _aСодержание; Том I. От каменного века до Элевсинских мистерий.; Введение; Глава I. ВНАЧАЛЕ... МАГИКО-РЕЛИГИОЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА; §1. Orientatio. Орудия для изготовления орудий. «Приручение» огня; §2. «Закрытость» доисторических памятников; §3. Символический смысл погребений; §4. Противоречивые мнения о хранилищах костей; §5. Наскальная живопись: образы или символы?; §6. Присутствие женщины; §7. Обряды, мысль и воображение у охотников палеолита; Глава II. САМАЯ ДОЛГАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ОТКРЫТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ — МЕЗОЛИТИТ И НЕОЛИТ; §8. Потерянный рай; §9. Труд, технология и воображаемые миры; §10. Наследство палеолитических охотников; §11. Одомашнивание пищевых растений: мифы о происхождении; §12. Женщина и произрастание. Сакральное пространство и периодическое обновление мира; §13. Неолитические религии Ближнего Востока; §14. Духовный строй неолита; §15. Религиозный контекст металлургии: мифология железного века; Глава III. РЕЛИГИИ МЕСОПОТАМИИ; §16. «История начинается в Шумере...»; §17. Человек и его боги; §18. Первый миф о потопе; §19. Сошествие в ад: Инанна и Думузи; §20. Шумеро-аккадский синтез; §21. Сотворение мира; §22. Священная природа месопотамского властителя; §23. Гильгамеш в поисках бессмертия; §24. Судьба и боги; Глава IV. РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ; §25. Незабываемое чудо: «В первый раз»; §26. Теогонии и космогонии; §27. Обязанности воплощенного бога; §28. Восхождение фараона на небеса; §29. Осирис, убиенный бог; §30. Синкопа: анархия, отчаяние и «демократизация» загробной жизни; §31. Теология и политика «соляризации»; §32. Эхнатон, или неудавшаяся реформа; §33. Окончательное слияние: Ра-Осирис; Глава V. МЕГАЛИТЫ, ХРАМЫ, ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ: ЗАПАД ЕВРОПЫ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, ДОЛИНА ИНДА; §34. Камень и банан; §35. Церемониальные центры и мегалитические конструкции; §36. «Загадка мегалитов»; §37. Этнография и предыстория; §38. Первые города в Индии; §39. Доисторические религиозные концепции и их параллели в индуизме...; §40. Крит: священные пещеры, лабиринты, богини; §41. Характерные черты минойской религии; §42. Преемственность доэллинских религиозных структур; Глава VI. РЕЛИГИЯ ХЕТТОВ И ХАНААНЕЕВ; §43. Анатолийский симбиоз и хеттский синкретизм; §44. «Бог, который скрывается»; §45. Победа над драконом; §46. Кумарби и верховная власть; §47. Конфликты между поколениями богов; §48. Ханаанейский пантеон: Угарит; §49. Баал захватывает власть и побеждает дракона; §50. Дворец Баала; §51. Баал сталкивается с Муту: смерть и возвращение к жизни; §52. Религиозные взгляды ханаанеев; Глава VII «КОГДА ИЗРАИЛЬ БЫЛ МЛАДЕНЦЕМ...»; §53. Две первые главы «Бытия»; §54. Потерянный рай. Каин и Авель; §55. До и после потопа; §56. Религия патриархов; §57. Авраам, «Отец веры»; §58. Моисей и исход из Египта; §59. «Я есмь сущий»; §60. Религия эпохи Судей: первая фаза синкретизма; Глава VIII. РЕЛИГИЯ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ. ВЕДИЙСКИЕ БОГИ; §61. Протоистория индоевропейцев; §62. Первый пантеон и общий религиозный словарь; §63. Трехсоставная индоевропейская идеология; §64. Арии в Индии; §65. Варуна, первичное божество: дева и асуры; §66. Варуна: Царь вселенной и «колдун»; puma и майя; §67. Змеи и Боги. Митра, Арьяман, Адити; §68. Индра, победитель и демиург; §69. Агни, пресвитер богов: жертвенный огонь, просвещение, интеллект; §70. Бог Сома и напиток «не-смерти»; §71. Два Великих Бога ведийской эпохи: Рудра-Шива и Вишну; Глава IX. ИНДИЯ ДО ГАУТАМЫ БУДДЫ: ОТ КОСМИЧЕСКОГО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ДО ВЫСШЕГО ТОЖДЕСТВА «АТМАН-БРАХМАН»; §72. Морфология ведийских ритуалов; §73. Высшие жертвоприношения: ашвамедха и пурушамедха; §74. Инициатическая структура ритуалов: посвящение (дикша), посвящение на царство (раджасуйя); §75. Космогония и метафизика; §76. Учение о жертвоприношении в брахманах; §77. Эсхатология: отождествление с Праджапати через жертвоприношение; §78. Тапас: техника и диалектика самоистязания; §79. Аскеты и «экстатики»: муни, вратья; §80. Упанишады и духовные поиски риши: как отказаться от «плодов» собственных деяний?; §81. Тождество «атман-брахман» и опыт «внутреннего света»; §82. Две модальности брахмана и загадка атмана, плененного Материей; Глава Х. ЗЕВС И ГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ; §83. Теогония и борьба между поколениями богов; §84. Триумф и всевластие Зевса; §85. Миф о первых поколениях. Прометей. Пандора; §86. Последствия первого жертвоприношения; §87. Человек и судьба. Значение «радости бытия»; ГлаваХI. ОЛИМПИЙЦЫ И ГЕРОИ; §88. Великий павший бог и кузнец-колдун: Посейдон и Гефест; §89. Аполлон: примирение противоречий; §90. Оракулы и очищение; §91. От «видения» к знанию; §92. Гермес, «спутник человека»; §93. Богини. I: Гера. Артемида; §94. Богини. II: Афина, Афродита; §95. Герои; Глава XII. ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ; §96. Миф: Персефона в Аиде; §97. Инициации: публичные церемонии и тайные ритуалы; §98. Можно ли проникнуть в тайну?; §99. «Тайны» и «таинства»; Глава XIII. ЗАРАТУСТРА И РЕЛИГИЯ ИРАНЦЕВ; §100. Загадки; §101. Жизнь Заратустры: история и миф; §102. Шаманский экстаз?; §103. Откровение Ахурамазды: человек волен выбирать между добром и злом; §104. «Трансфигурация» мира; §105. Религия Ахеменидов; §106. Иранский царь и празднование Нового Года; §107. Проблема магов. Скифы; §108. Новые аспекты маздеизма: культ хаомы; §109. Возвеличение бога Митры; §110. Ахурамазда и эсхатологическое жертвоприношение; §111. Странствия души после смерти; §112. Воскресение плоти; Глава XIV. РЕЛИГИЯ ИЗРАИЛЯ ВО ВРЕМЕНА ЦАРЕЙ И ПРОРОКОВ; §113. Царская власть: апогей синкретизма; §114. Яхве и творение; §115. Иов: испытание праведника; §116. Эра пророков; §117. Пастух Амос. Нелюбимый Осия; §118. Исаия: «остаток Израиля» вернется; §119. Обет, данный Иеремии; §120. Падение Иерусалима. Миссия Иезекииля; §121. Религиозная ценность «ужаса истории»; Глава XV. ДИОНИС, ИЛИ ВОЗВРАЩЕННОЕ БЛАЖЕНСТВО; §122. Явления и исчезновения «дважды рожденного» бога; §123. Архаичность некоторых народных праздников; §124. Еврипид и оргиастический культ Диониса; §125. Когда греки вновь открывают присутствие Бога; Сокращения; Критическая библиография; Указатель;
330 _aПоследний трехтомный труд румынского философа и писателя Мирчи Элиаде (1907-1986) подводит итоги всей его жизни в науке. Первый том охватывает историю религиозных воззрений человечества начиная с каменного века и кончая элевсинскими мистериями.
676 _a209
676 _a296
676 _a290
686 _2ddc
700 _aЭлиаде, М.
942 _cBOOK
_h209
_vЭЛИ
_m/1//1
_j209 ЭЛИ /1//1
_2ddc