000 11690nam a22001811i 4500
001 20360
010 _a5-89826-260-1
090 _a20360
100 _a20160923 |||y0rusy50
101 _arus
200 1 _aВремя длительность вечность
_eПроблема времени в европейской философии и науке
_fГайденко, П.П.
210 _aМосква
_cПрогресс-Традиция
_d2007
327 _aСодержание: Введение; Глава I. ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ; 1. Зенон из Элей: существует ли движение?; 2. Платон: время и вечность; 3. Аристотель: принцип непрерывности как условие возможности движения. Решение Аристотелем парадоксов Зенона; 4. Понятие времени у Аристотеля; 5. Неделимый момент «теперь»; 6. Аристотель о вечности времени; 7. Аристотель об отношении времени к душе; 8. Плотин: время как жизнь души; Глава II. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВРЕМЕНИ; 1. Проблема времени в христианской патристике. Аврелий Августин; A ) Личный Бог и рождение «внутреннего человека»; Б ) Тварное время и нетварная вечность; В ) Время есть протяженность (растяжение) души.Время и память; 2. Боэций о времени и вечности: время (terapus), бесконечная длительность (sempiternitas), вечность (aeternitas); 3. Дионисий Ареопагит и Максим Исповедник: вечность, «века», время; 4. Ансельм Кентерберийский: вечность есть целое; 5. Фома Аквинский: единство вечности и множественность времени; 6. Теология истории Иоахима Флорского; Глава III. ОТ ОНТОЛОГИЗМА К ПСИХОЛОГИЗМУ: ДЛИТЕЛЬНОСТЬ И ВРЕМЯ В XVII-XVIII ВВ; 1. Р. Декарт: длительность как атрибут (или модус) субстанции; 2. Дискретность частей времени у Декарта; 3. Б. Спиноза: вечность Бога и длительность сотворенных вещей; 4. Психологическое понимание длительности у Д. Локка; 5. Дж. Беркли: последовательность идей в конечном духе образует время; 6. Д. Юм: «время должно быть составлено из неделимых моментов»; Глава IV. ИСААК НЬЮТОН: АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ; 1. Абсолютные время, пространство и движение; 2. Философские и теологические предпосылки ньютоновской теории времени; 3. Ньютон и Генри Мор. Полемика с Декартом; 4. Критика теории «двух абсолютов» Гюйгенсом, Эйлером, Лапласом; Глава V. Г. ЛЕЙБНИЦ: ВРЕМЯ КАК ПОРЯДОК ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ; 1. Критика Лейбницем теории времени Ньютона; 2. Понятие времени у Лейбница; 3. Время как возможность. Лейбниц и Барроу; Глава VI. И. КАНТ: ВРЕМЯ КАК АПРИОРНАЯ ФОРМА ЧУВСТВЕННОСТИ; 1. Критика Кантом психологической и онтологической интерпретаций времени; 2. Кант, Лейбниц и Эйлер. Можно ли отождествить априорное с врожденным?; 3. Приоритет внутреннего чувства перед внешним, времени перед пространством; 4. Время как трансцендентальная схема; 5. Что такое чистый синтез; 6. Продуктивная способность воображения - общий корень чувственности и рассудка; 7. Вневременное бытие и практический разум; Глава VII. ФИХТЕ: ВРЕМЯ КАК ПРОДУКТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ ВООБРАЖЕНИЯ; 1. Абсолютный субъект как чистая деятельность; 2. Время есть «парение силы воображения между двумя несовместимостями»; 3. Рефлексия - причина возникновения времени; 4. Возвращение к генологии элеатов и платоников. Имперсонализм Фихте; Глава VIII. ПРОБЛЕМА ВРЕМЕНИ В ФИЛОСОФИИ ШЕЛЛИНГА; 1. Время как обращенная на себя деятельность Я; 2. Принцип развития и понятие процесса как предпосылки понимания мира и Бога; 3. Пересмотр учения о вечности Бога. Введение времени в жизнь Божества; Глава IX. ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ В ФИЛОСОФИИ НАУКИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ. ЭРНСТ МАХ И АНРИ ПУАНКАРЕ; 1. Мах как критик Ньютона; 2. Физиологическое и физическое (метрическое) время; 3. Принцип относительности Маха. Измерение как установление отношения ; 4. Критика абсолютных пространства и времени Ньютона; 5. А. Пуанкаре: «свойства времени - только свойства часов»; 6. Эксперимент и теория в физике; 7. Время и его измерение; 8. Проблема одновременности; Глава X. АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН: ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ КАК ЧЕТЫРЕХМЕРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ; 1. Завершение релятивизации понятия времени; 2. От специальной к общей теории относительности; Глава XI. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ФИЛОСОФИЯ ПРОЦЕССА; 1. Ориентация на опыт; 2. Понятие жизни. Подвижное единство потока; 3. Эволюционизм в философии и науке XX столетия; 4. Фетишизация времени в постметафизической философии и постнеклассической науке; Глава XII. ПРОБЛЕМА ВРЕМЕНИ В ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ№ 1. Психологическая трактовка времени. А. Бергсон; 2. Время и история. В. Дильтей; 3. Мифологическая трактовка времени. О. Шпенглер; Глава XIII. ЭДМУНД ГУССЕРЛЬ: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ КАК АБСОЛЮТНЫЙ ТЕМПОРАЛЬНЫЙ ПОТОК; 1. Философия как строгая наука. Критика Гуссерлем натурализма и историцизма№ 2. Принцип очевидности и чистый феномен. Поворот к трансцендентальной субъективности; 3. От созерцания сущностей к анализу трансцендентального Я; 4. Временность как самый глубокий пласт трансцендентального Я; Глава XIV. МАРТИН ХАЙДЕГГЕР: ИЗНАЧАЛЬНАЯ ВРЕМЕННОСТЬ КАК БЫТИЙНОЕ ОСНОВАНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ; 1. Хайдеггерова интерпретация учения Аристотеля о времени; 2. Переосмысление кантовской теории времени; 3. Критика Гуссерлевой концепции времени; 4. Конечный характер подлинной временности; Заключение. К вопросу о вечности; Указатель имен; Список публикаций П.П. Гайденко. 1959-2005.
330 _aКнига посвящена анализу проблемы времени, как она ставилась в философии и науке начиная с античности и до наших дней. В центре внимания автора - парадоксы времени и внутренняя сопряженность понятий времени и вечности. Автор сочетает логико-теоретический анализ понятия времени со сравнительно-историческим анализом, показывая, что каждой крупной эпохе в развитии мысли присущи некоторые общие подходы к исследованию времени. Так, в классической античности время рассматривается в связи с жизнью космоса (Платон, Аристотель); в эпоху эллинизма оно предстает как форма жизни мировой души (Плотин), а у отцов Церкви - как форма жизни души индивидуальной (Августин). В средние века на первый план выходит тема «время - вечность» (не чуждая, впрочем, и предшествующим вышеупомянутым мыслителям). В новоевропейской философии и науке подчеркивается относительность и субъективность времени, имеющего, однако, объективную основу - длительность, еще не утратившую связь с вечностью (Декарт, Ньютон, Лейбниц). Наконец, в постметафизический период XIX-XX вв., когда возобладал дух секулярности и на первый план вышла «философия процесса» в разных формах: эволюционизма, историцизма, психологизма, философии жизни и экзистенциализма, - время объявляется последней онтологической реальностью, утрачивая свою укорененность в вечности. Наиболее ярко эта тенденция выражена Хайдеггером - создателем «онтологии времени».
676 _a215
686 _2ddc
700 _aГайденко, П.П.
942 _cBOOK
_h215
_vГАЙ
_m/1//1
_j215 ГАЙ /1//1
_2ddc