000 14374nam a22001691i 4500
001 9954
010 _a5-89831-009-6
090 _a9954
100 _a20160923 |||y0rusy50
101 _arus
200 1 _aУ врат молчания
_eДуховная жизнь Китая Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры
_fМень, А.
210 _aб. м.
_cб. и.
327 2 1 _aОглавление:; Введение; Часть I; КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; Глава первая.; НА БЕРЕГАХ ХУАНХЭ.; Китай между XII и VI вв. до н. э. "Величайший умозрительный философ желтой расы". Особенности китайской цивилизации. Изоляция и национализм. Древность Китая. Власть традиций. Культ Порядка. Слабость религиозного начала. Высшее Божество. Культ. Почитание предков. Падение Иньской династии и воцарение Чжоу. Период раздробленности. Религиозные сомнения. Появление учителей. Глава вторая.; МУДРОСТЬ ДРАКОНА.; Китай VI-V вв. до н. э. Китайские мудрецы. Лао-цзы. Дао как высшее благо. Дао как Неизреченное. Дао - источник всего. Путь познания Дао. Закон Дао и жизнь человека. Идеал "недеяния". Стремление к опрощению. Отрешенность. Встреча Лао-цзы с Конфуцием. Два идеала.; Глава третья.; ПО ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ.; Китай 551-479 гг. до н. э. Конфуций - не основатель религии. Источники. Юность Конфуция. Земной идеал. Бог в системе конфуцианской этики. Утилитарный агностицизм. Поиски правителя. Образ жизни Конфуция. Противники. Гуманность и этикет. Середина и постоянство. Исправление имен. Учение о государстве. Судьба учения. Гонения на конфуцианство. Причины успеха Конфуция. Универсальность его этико-политической философии. Конфуций и Европа. Два ответа Китая.; Часть II; ИНДИЯ ОТ БРАХМАНИЗМА ДО БУДДЫ; Глава четвертая.; "ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ".; Индия около 800-600 гг. до н. э. Индийские отшельники. Разочарования и поиски, борьба брахманов и кшатриев. Религиозная деградация. Расцвет колдовства и магии. Творцы Упанишад. Значение Упанишад. Миросозерцание Упанишад. Рассказ о Начикете в Катха-упанишаде. Начикет отказывается от земных даров. Невидимая Сущность, лежащая в основе всего.; Глава пятая.; ЗАГАДКА ВЫСШЕГО "Я".; Упанишады вопрошают. Неведение. Атман. Недостаточность традиционной религии. Внутреннее созерцание как источник высшего знания. Откровение Абсолютного Начала. Неопределимость Высшего Начала.; Глава шестая.; АБСОЛЮТ И ВСЕЛЕННАЯ. ПУТЬ К СВОБОДЕ.; Монизм Упанишад. Мифы о творении Вселенной. Эманатизм в учении о творении. Миротворение как грехопадение. "Тат твам аси". Майя и Лила. Учение о перерождении - воздаяние и закон Кармы. Погружение в Брахмана - путь спасения. Отрешенность. Бессилие Упанишад перед народной религией. Недостаточность религии Абсолюта.; Глава седьмая.; ПРОВОЗВЕСТИЕ КРИШНЫ. БХАГАВАД-ГИТА.; Индия около 600 г. до н. э. Обыденность и религиозная жажда. Кришна и кришнаизм. Бхагавад-Гита. Сюжет Махабхараты. Битва на поле Куру. Bo-прошение Арджуны. Проповедь Кришны. Истинное спасение. Гита и индуизм.; Глава восьмая.; В ЛАБИРИНТЕ СУЕВЕРИЙ, СЕКТ И ШКОЛ.; Индия между 600 и 525 гг. до н. э. Индия в середине I тысячелетия. Царство Магадха. Образ жизни обитателей Магадхи. Этические и религиозные законы - Ману. Касты. Положение брахманов. Заклятия и обряды. Влияние веры в странствие душ. Монашеское движение. Секта джайнов и Махавира. Появление скептицизма. Философия Санхьи, Пуруша и Пракрити. Атеизм Санхьи. Диалектики философских школ. Индийский материализм. Духовный кризис в эпоху появления Будды.; Часть III; ЖИЗНЬ И ПРОПОВЕДЬ БУДДЫ ГАУТАМЫ; Глава девятая.; ШАКИЙСКИЙ ОТШЕЛЬНИК.; Северо-восточная Индия около 530 г. до н. э. Эра учителей. Шакия-Муни в Урувеле. Юность Гау-тамы. Внутренний переворот. Гаутама покидает родину. Гаутама и философы. Гаутама - отшельник. Просветление. Гаутама становится Буддой.; Глава десятая.; ОСНОВАНИЕ САНГХИ.; Бенарес - Раджагриха около 525-520 гг. до н. э. Первая проповедь Будды в Бенаресе. Первые последователи. Четыре благородные истины. Впечатление от проповеди Будды. Состав первой общины. Обращение отшельников. Проповедь об Огне. Обращение раджи Бимбисары. Прообраз первого монастыря. Любимые ученики. Ропот противников. Успех Будды.; Глава одиннадцатая.; ЦАРСТВО СТРАДАНИЙ.; Учение Будды. Главная его цель - спасение. Уклонение от метафизических и космологических вопросов. Толкования буддизма. Первая благородная истина. Непрочность всего, что создано. Мир - царство страданий и обмана. Вселенная - сплетение дхарм. Разрушимость души. Душа - такая же иллюзия, как плоть. Учение Нагасены. Проблема единства духовного начала в человеке.; Глава двенадцатая.; КОЛЕСО БЫТИЯ.; Буддизм и добуддийская философия. Страдание и цепь бытия. Двенадцать звеньев цепи. Карма и загробные страдания. Особенности буддийского учения о странствии душ. Сантана как аналог "души".; Глава тринадцатая.; ОБРЕТЕНИЕ ВЕЧНОГО ПОКОЯ.; Третья благородная истина. Идеал архата. Освобождение от жажды бытия. Блаженство свободного. Нирвана как Пустота и Небытие. Нирвана как "непроявленное Бытие". Нирвана как неизреченная Радость. Нирвана и Брахман. Нирвана - последняя Реальность. Отрицание личного Бога. "Религиозный атеизм" Будды. Четвертая благородная истина. Восьмеричный путь. Полное овладение телом и душой. Состояние самбодхи. Сверхчеловек. Самоспасение.; Глава четырнадцатая.; УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ.; Царство Магадха около 520-490 гг. до н. э. Успехи проповеди. Образ жизни Будды. Странствия монахов. Будда как учитель. Встреча с родными. Чудеса Будды. Девадатта - соперник Будды. Будда и женщины. Миряне-буддисты. Заповеди для мирян. Изменения в уставе ордена. Будда-организатор. Нищенствующие монахи. Отношение Будды к кастам. Отношение к народной религии. Будда и брахманские философы. Буддизм и труд. Буддийская пропаганда. Монастыри. Атмосфера в ордене. Сангха и Церковь. Пратимокша. Мятеж аскетов. Торжество Будды.; Глава пятнадцатая.; ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ГАУТАМЫ.; Восточная Индия около 490-483 гг. до н. э. Происки врагов ордена. Заговор Девадатты. Предание о посещении Буддой родины. Смерть ближайших учеников. Болезнь Будды. "Махапариниббана" - великая кончина.; Глава шестнадцатая.; ОТ ГАУТАМЫ К БУДДИЗМУ.; Индия между V u III вв. до н. э. Смуты в ордене после смерти Будды. Распространение буддизма. Популярный буддизм. Царь Ашока. Буддизм и культура. Религиозная жажда восполняет буддизм. Появление личных божеств. Буддизм - мировая религия. Буддийские обряды и искусство. Учение Будды и другие религии Абсолюта. Значение буддизма как религии Спасения. Будда - один из величайших дохристианских мудрецов.; ПРИЛОЖЕНИЯ; 1. О перевоплощении; 2. Канонические книги Востока; 3. Основные заповеди и принципы буддизма; Примечания; Краткая библиография; Список сокращений; Словарь имен и терминов; Хронология;
330 _aВ середине первого тысячелетия до н. э. глубокий кризис потряс старые магические цивилизации. На смену древней "ритуальной философии" пришли новые учения и мировые религии, которые во многом изменили внутренний облик культур и окончательно определили пути дохристианского человечества. В величественной эпопее, какой является странствие человека на путях к Истине, мир юго-восточной Азии составляет особую главу, полную глубины и значительности. Долгое время европейцам казалось, что "буддийские страны" - это какой-то парадокс, нечто бесконечно далекое от столбовой дороги всемирной истории, и поэтому их нельзя рассматривать в едином контексте общечеловеческой культуры. Действительно, народы юго-восточной Азии жили в изоляции от средиземноморской семьи культур, порождая своеобразные, непохожие с виду на другие типы мышления, искусства и религии. С этими загадочными мирами Европа познакомилась сравнительно недавно. Но чем больше она узнавала о них, тем яснее становилось, что при всем своем отличии от западноевропейского и средиземноморского миров Китай и Индия гораздо ближе к ним, чем думали прежде. Под покровом экзотических драпировок стали отчетливо вырисовываться идеи, стремления и надежды, свойственные людям всех континентов. Оказалось, что религиозные системы и философскую мысль Востока следует рассматривать не как причудливое исключение, а как явление глубоко родственное Западу.
686 _2ddc
700 _aМень, А.
942 _cBOOK
_h209
_vМЕН
_m/3//2
_j209 МЕН /3//2
_2ddc