Українська євангельська теологічна семінарія

Введение в православное богословие

230.9 МАК /1//1
Макария, Д. Б. ;
Введение в православное богословие / Макария, Д. Б.. — Минск : Харвест, 2000. — ISBN 985-13-0073-Х
ББК
ДКД 230.9 281.9
ДКД 230.9 281.9
Зміст:
Содержание:

Предисловие;
§ 1. Предмет введения в науку.;
§ 2. Понятие о православном богословии;
§ 3. Предмет и части введения в православное богословие;
§ 4. Источник, пособие и метод введения в православное богословие;
§ 5. Историческое обозрение других понятий о введении в православное богословие;
Часть первая. О предмете православного богословия;
§ 6. Состав этой части;
Отдел I. О вере и откровении вообще;
Глава I. О вере;
§ 7. С каких сторон можно рассматривать веру?;
I. Основные истины, предполагаемые понятием о вере;
§ 8. Указание их;
§ 9. Истина бытия Божьего;
§ 10. Истина бытия и бессмертия души человеческой;
II. Существо веры;
§ 11. Понятие о вере;
§ 12. Основание и начало веры;
§ 13. Содействие Божье в деле веры и обязанности человека;
§ 14. Цель и следствия веры;
§ 15. Разделение веры;
III. вера, как достояние всех существ духовных и всего рода человеческого: понятие о Церкви;
§ 16. Связь веры и Церкви;
§ 17. Происхождение и состав Церкви;
§ 18. Цель Церкви и средства для цели;
§ 19. Устройство Церкви;
§ 20. Разделение Церкви земной;
Глава II. Об откровении;
§ 21. Ограничение предмета;
I. Возможность откровения;
§ 22. Понятие об откровении и стороны, с каких может быть рассматриваема его возможность;
§ 23. Возможность откровения со стороны Бога;
§ 24. Возможность откровения со стороны человека;
§ 25. Возможность откровения со стороны самих истин откровения;
II. Необходимость откровения;
§ 26. В чём состоит и откуда открывается эта необходимость?;
А. Состояние веры в роде человеческом вне христианства, как истинного откровения;
§ 27. Взгляд на верy языческую;
§ 28. Взгляд на веру ново-иудейскую;
§ 29. Взгляд на в веру магометанскую;
§ 30. Общие выводы и соображения;
Б. Никакая мудрость человеческая не может извести людей из их жалкого состояния в деле веры, без сверхъестественного содействия Божьего;
§ 31. Что для этого требуется?;
§ 32. Не может мудрость человеческая просветить людей светом истинного учения веры;
§ 33. Не может мудрость человеческая примирить людей с Богом;
§ 34. Не может мудрость человеческая исправить человеческую нравственность;
III. Признаки откровений;
§ 35. Необходимость этих признаков, средства к определению их и разделение;
А. Внутренние признаки откровения;
§ 36. Подразделение их;
§ 37. Признаки отрицательные;
§ 38. Признаки положительные;
§ 39. Достоинство и значение внутренних признаков;
Б. Внешние признаки откровений;
§ 40. Подразделение их;
§ 41. Признаки естественные;
§ 42. Признаки сверхъестественные;
§ 43. А) Чудеса: их возможность, необходимость в откровении и достоверность;
§ 44. Б) Пророчества: их возможность, важность в деле откровения и достоверность;
Отдел II. О вере христианской, как едином истинном откровении;
§ 45. Точки зрения на предметы этого отдела;
Глава I. О христианстве как вере;
§ 46. Понятие о христианской вере;
§ 47. Основание и начало христианской веры.;
§ 48. Что совершил Бог в деле веры христианской, и что требуется от человека?;
§ 49. Цель христианской веры.;
§ 50. Разделение христианской веры;
Глава II. О христианстве, как едином истинном откровении;
§ 51. Важность предмета и разделение главы;
I. О Божественном происхождении ветхозаветного откровения;
§ 52. Источники Сведений об этой вере;
А. Внутренние признаки Божественности веры патриархальной;
§ 53. Части исследования;
§ 54. Взгляд на вероучение;
§ 55. Взгляд на Учение нравственности;
§ 56. Взгляд на внешнее Богослужение;
§ 57. Суждение о высоком достоинстве веры патриархальной;
Б. Внешние признаки Божественности веры патриархиальной;
§ 58. Богоявления и явления ангелов;
§ 59. Чудеса;
§ 60. Пророчества: а) изречённые Богом патриархам;
§ 61. Пророчества изречённые самими патриархами, и именно пророчество Иакова о времени пришествия мессии;
§ 62. Историческая достоверность Богоявлений, чудес и пророчеств, бывших в период патриархальный;
§ 63. Общий Вывод из предыдущего И Перехода К последующему;
§ 64. Источник сведений об этой вере в части исследования;
А. Внутренние признаки Божественности веры подзаконной;
§ 65. Ограничение предмета;
§ 66. Взгляд на закон веры и нравственности;
§ 67. Взгляд на закон обрядовый;
§ 68. Взгляд на закон гражданский;
§ 69. Суждение о высоком достоинстве подзаконной веры;
Б. Внешние признаки Божественности веры подзаконной;
§ 70. Исчисление их;
§ 71. Характер Моисея;
§ 72. Чудеса Моисея;
§ 73. Пророчества Моисея;
§ 74. Характер пророков;
§ 75. Чудеса пророков;
§ 76. Их пророчества;
§ 77. Пророчества, определяющие время пришествия мессии;
§ 78. А) пророчество Даниилово о семидесяти седминах;
§ 79. Б) пророчества Аггея и Малахии о славе второго храма Иерусалимского, в который имел прийти мессия;
§ 80. Пророчества, касающиеся происхождения мессии;
§ 81. А) колено, из которого имел произойти мессия;
§ 82. Б) место, где мессия имел родиться;
§ 83. В) образ рождения мессии;
§ 84. Пророчества касательно лица и служения мессии;
§ 85. А) мессия — человек и Бог вместе;
§ 86. Б) мессия — пророк;
§ 87. В) мессия — первосвященник;
§ 89. Пророчества касательно разных обстоятельств жизни мессии.;
§ 90. Общий вывод из предыдущего и переход к последующему;
II. О Божественном происхождении откровения новозаветного;
А. Внутренние признаки Божественности новозаветного откровения;
§ 91. Взгляд на учение веры;
§ 92. Взгляд на учение нравственности;
§ 93. Взгляд на внешнее Богослужение;
§ 94. Взгляд на отношение новозаветного откровения к временной судьбе человека;
Б. Внешние признаки Божественности новозаветного откровения;
§ 95. Части исследования и ограничение предмета;
Признаки из истории Христа Спасителя;
§ 96. Исчисление их;
§ 97. Время и обстоятельства пришествия на землю Иисуса Христа.;
§ 98. Характер Иисуса Христа;
§ 99. Чудеса Иисуса Христа;
§ 100. Пророчества Христовы;
§ 101. Воскресение Иисуса Христа из мёртвых;
Признаки из истории Христовой Церкви.;
§ 102. Исчисление их;
§ 103. Сошествие св. Духа на апостолов;
§ 104. Характер и чудеса св. Апостолов;
§ 105. Обращение и чудеса св. Апостола Павла;
§ 106. Чудесное распространение христианства;
§ 107. Чудесные действия христианства в людях;
Часть вторая. Об источниках православного богословия;
§ 108. Понятие об источниках православного богословия и разделение их;
Отдел I. О Священном Писании;
§ 109. Понятие о св. Писании и состав этого отдела;
Глава I. Об исторической важности или достоверности книг св. Писания;
§ 110. Точка зрения на предмет исследования и разделение главы;
I. Об исторической достоверности книг ветхозаветных;
§ 111. Подлинность пятикнижия Моисеева: А) доказательства внешние;
§ 112. Б) внутренние доказательства;
§ 113. В) доказательство косвенное;
§ 114. Неповреждённость пятикнижия Моисеева;
§ 115. Подлинность прочих книг Ветхого Завета;
§ 116. Их неповреждённость;
II. Об исторической достоверности книг новозаветных;
§ 117. Подлинность четвероевангелия А) доказательства внешние;
§ 118. Б) внутренние доказательства;
§ 119. В) косвенные доказательства;
§ 120. Подлинность прочих книг новозаветных;
§ 121. Неповреждённость четвероевангелия и прочих книг новозаветных;
Глава II. О догматической важности книг Святого Писания;
§ 122. Понятие об этой важности и разделение главы;
I. О боговдохновенности книг священного Писания;
§ 123. боговдохновенность книг Ветхого Завета;
§ 124. боговдохновенность книг Нового Завета;
II. О книгах канонических Святого Писания;
§ 125. Канонические книги Ветхого Завета;
§ 126. Канонические книги Нового Завета;
III. О книгах неканонических священного Писания;
§ 127. Исчисление этих книг и их важность;
Отдел II. О Священном Предании;
§ 128. Необходимость другого Божественного источника христианской веры при Священном Писании, и понятие о Священном Предании;
§ 129. Священное Предание должно быть признаваемо за источник христианской веры;
§ 130. Священное Предание могло сохраниться и действительно сохранилось до нас в своей целости: А) могло сохраниться;
§ 131. Б) священное Предание, действительно, сохранилось до нас в целости;
§ 132. Признаки священного или апостольского Предания;
§ 133. Важность и употребление священного Предания;
Отдел III. О Православной Церкви, как хранительнице и истолковательнице Священного Писания и Священного Предания;
§ 134. Связь с предыдущим и части настоящего отдела;
I. Хранительницей и истолковательницей Божественного откровения поставлена быть Православная Церковь;
§ 135. Раскрытие этой истины и, предварительно, понятие о Церкви;
II. О непогрешимости Церкви;
§ 136. Доказательства непогрешимости Церкви;
§ 137. Объяснение понятия о непогрешимости Церкви;
§ 138. Способы выражения церковью своей непогрешимости;
§ 139. Непогрешимость вселенских соборов;
§ 140. Непогрешимость Церкви в её обыкновенном положении (In statu, quo...);
§ 141. Важность учения св. Отцов и учителей Церкви;
III. О Церкви православной;
§ 142. Связь с предыдущим и части исследования;
§ 143. Начало для суждения о Православной Церкви.;
§ 144. Приложение избранных начал к Церкви восточной православной;
§ 145. Приложение тех же начал к другим церквам;
§ 146. Следствия из предложенного учения о Церкви православной: А) касательно самой Церкви православной;
§ 147. Б) — касательно отношения к ней верующих;
§ 148. В) — касательно употребления верующими св. Писания и св. Предания;
IV. Об изложениях веры, в которых можно находить символическое учение православной Церкви;
§ 149. Разделение их;
§ 150. Изложения первого рода;
§ 151. Изложения второго рода;
Часть третья. О системе православного богословия;
§ 152. Понятое о разных способах изучения христианской веры и разделение этой части;
Отдел I. О системе православного богословия вообще;
I. Характер системы православного богословия;
§ 153. Понятие о ней;
§ 154. Отличие этого способа изучения христианской веры от прочих способов и его относительное достоинство;
§ 155. Отличие системы православного богословия от прочих систем;
§ 156. Изменяемость и усовершимость системы православного богословия и постоянный закон;
II. Условия, необходимые для успеха при систематическом изучении православного богословия;
§ 157. Разделение;
§ 158. Качества воспитанников;
§ 159. Круг приготовительных наук;
§ 160. Занятия богословием;
III. Состав системы православного богословия;
§ 161. Общее разделение богословских наук;
§ 162. Существенные науки православного богословия;
§ 163. Вспомогательные науки православного богословия;
§ 164. Расположение существенных и вспомогательных наук в одной системе;
Отдел II. О составных частях системы православного богословия в особенности;
§ 165. Части и характер этого отдела;
I. Науки православного богословия предварительные;
А. Имеющие предметом историю христианской веры и Церкви вообще;
1. Собственно история веры и Церкви;
§ 166. Разделение этой науки;
§ 167. История ветхозаветная;
§ 168. История новозаветная;
§ 169. История в особенности Церкви русской;
2. Науки вспомогательные для церковной истории;
§ 170. Понятие о них;
§ 171. Церковная география;
§ 172. Церковная хронология;
Б. Имеющие предметом источники христианской веры:
I. Священное Писание;
§ 173. Понятие о науках, сюда относящихся;
§ 174. Священная герменевтика;
§ 175. Библейская археология;
§ 176. Библиология;
II. Священное Предание;
§ 177. Патрология или патристика;
III. Символическое учение Церкви;
§ 178. Историческое обозрение символов православной Церкви;
II. Науки православного богословия составные:
А. Имеющие предметом своим христианское учение;
§ 179. Разделение их;
§ 180. богословие догматическое;
§ 181. богословие сравнительное или обличительное;
§ 182. богословие нравственное;
Б. Имеющие предметом христианские священнодействия или Богослужение;
§ 183. Литургика;
В. Имеющие предметом христианское управление;
§ 184. Каноническое право или церковное законоведение;
III. Науки православного богословия прикладные:
А. Имеющие целью наставить пастыря, как проходить своё служение Церкви и прилагать христианскую веру к жизни других;
§ 185. Понятие об этих науках;
§ 186. Пастырское богословие;
§ 187. Гомилетика;
Б. Имеющие целью наставить самих пасомых как усвоять себе христианскую веру и преуспевать в благочестии;
§ 188. Аскетика или руководство к благочестивой жизни.
Анотація:
В последние годы в нашем обществе возник закономерный интерес относительно основных истин религии вообще и христианства в частности.
Вниманию читателей предлагается "Введение в Православное богословие" преп. Макария. Автор рассматривает догматы веры, законы нравственности и все христианское учение на основании Божественных источников и в том виде, как подает это учение Православие.
Для всех интересующихся вопросами религии.

Працює на АБІС Коха