Українська євангельська теологічна семінарія

История философии, Общий курс

109 МАР /1//1
Мареев, С.Н. ;
История философии : Общий курс / Мареев, С.Н.. — Москва : Академический Проект, 2003. — ISBN 5-8291-0287-0
ББК
ДКД 109
ДКД 109
Зміст:
Введение. Как изучать философию?;
Глава 1. РОДИНА ФИЛОСОФИИ - ВОСТОК ИЛИ ЗАПАД?;
1. О путях развития Востока и Запада;
2.Древняя Индия: от Упанишад к буддизму;
3.Древний Китай: даосизм и конфуцианство;
Глава 2. АНТИЧНОСТЬ И РОЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ;
1.«Фисиология» ранних греческих философов;
2.Пифагор и пифагорейцы;
3.Парменид о Бытии и путях его познания;
4.Атомизм как вершина греческой натурфилософии;
5.Софисты и первый опыт субъективизма;
6.Сократ о человеке и сути добродетели;
7.Философия Платона и проблема идеального;
8.Учение Аристотеля как энциклопедия античной философии;
9.Эллинизм и разложение античной классической традиции;
Глава 3. СРЕДНИЕ ВЕКА: ФИЛОСОФИЯ КАК «СЛУЖАНКА БОГОСЛОВИЯ»;
1.Отражение кризиса римского общества в философии. Эпикуреизм и стоицизм;
2.Филон Александрийский - «настоящий отец христианства»);
3.О своеобразии христианского вероучения;
4.Апологеты против языческой мудрости;
5."Отцы церкви» и основы христианской философии;
6.Неоплатонизм как антитеза христианству;
7.Боэций и наследие Аристотеля;
8.Схоластика как «школьная» философия средневековья;
9.Фома Аквинский как великий систематизатор схоластики;
10. Средневековый номинализм и его вызов схоластике;
Глава 4. ГУМАНИЗМ И ПАНТЕИЗМ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ;
1.Социокультурные основы философии Возрождения;
2.Возрожденческий гуманизм и флорентийская Академия;
3.П.Пампонацци: смертная душа в присутствии Бога;
4. Учения И. Казанского и Д. Бруно;
Глава 5. НОВОЕ ВРЕМЯ: ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ;
1.Ф. Бэкон: знание - сила;
2.T. Гоббс: между эмпиризмом и рассудочным рационализмом;
3.Д. Локк: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах;
4.Дж. Беркли: существовать - значит быть воспринимаемым;
5.Скептицизм Д. Юма: против религиозного и метафизического догматизма;
6.Р. Декарт и истоки новоевропейского рационализма;
7.Пантеизм Б. Спинозы: Бог как Природа;
8.Монадология Г.В. Лейбница;
Глава 8. ПРОСВЕЩЕНИЕ О ПРИРОДЕ, ЧЕЛОВЕКЕ И ПУТЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА;
1.Вольтер и Монтескье: «дух времени» и «дух законов»;
2.Ж.-Ж. Руссо и проблема отчуждения;
3.Механистический материализм барона Гольбаха;
4.«Человек-машина» Ламетри;
5.Ощущение как основа познания;
6.Теория социальной среды: «воспитание создает все»;
7.Дидро н парадоксы «разорванного сознания»;
8.П.Ж.Ж. Кабанис и «вульгарный материализм»;
Глава 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИКА КАК ВЕРШИНА КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ;
1.И. Кант - основоположник классической немецкой философии;
2.И. -Г.Фихте обоснование деятельной природы субъекта;
3.Философская эволюция Ф.В.Й. Шеллинга: натурфилософия - эстетический идеализм - философия
откровения;
4.Система объективного идеализма Г.В.Ф. Гегеля;
5.Антропологический материализм Д. Фейербаха;
Глава 8. К. МАРКС И «ОБМИРЩЕНИЕ ФИЛОСОФИИ»;
1.Жизненный путь К. Маркса;
2.Становление философа: докторская диссертация;
3.Расставание с Гегелем;
4.Критика антропологизма Л. Фейербаха и историческое понимание сущности человека;
5.Маркс об отчуждении труда;
6.Критика «казарменного коммунизма»;
7.Материалистическое понимание истории;
8.Материалистическое понимание истории и диалектический метод;
9.Ф. Энгельс: от сражения с Шеллингом до «Диалектики природы»;
10. О марксизме сегодня;
Глава 9. ФОРМИРОВАНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (ПРЕЛЮДИЯ);
1.А. Шопенгауэр и зарождение неклассической традиции;
2.О. Конт и начало позитивизма;
3.С. Киркегор: первый опыт экзистенциализма;
4.Ф. Ницше и «философия жизни»;
Глава 10. ОТ ЛОГИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА К АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ;
1.«Логический атомизм» Б. Рассела;
2. «Языковая игра» Д. Витгенштейна;
3.«Критический рационализм» К. Поппера;
Глава 11. 3. ФРЕЙД И ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА;
1.Теория Фрейда: истоки и перспективы;
2.«Аналитическая психология» К.Г. Юнга;
3.«Фрейдомарксизм» Э. Фромма;
Глава 12. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ XX ВЕКА В РЕЛИГИОЗНОЙ И АТЕИСТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ;
1.М. Хайдеггер: экзистенция как «здесь-бытие»;
2.К. Ясперс: от экзистенциальной коммуникации к философской вере;
3.Ж. -П. Сартр: «другие - это ад»;
4.А. Камю: между метафизическим и историческим бунтом;
Глава 13. ГЕРМЕНЕВТИКА В XX ВЕКЕ (ЕЕ ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ);
1.Христианская «герменевтика» Р. Шлейермахера;
2.В. Дильтей о герменевтике «сочувствия»;
3.Герменевтический круг Х.Г. Гадамера;
Глава 14. ПОСТМОДЕРНИЗМ: ФИЛОСОФИЯ КАК ЛИТЕРАТУРА;
1.О понятиях «модерн» и «постмодерн»;
2.Философия как «письмо»;
3.«Ризома» вместо логики;
4.Телесное "событие" как антипод идеи;
5. Цинизм против нравственного закона;
Глава 15. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ФИЛОСОФСКОГО РАЗВИТИЯ;
1. Об основных этапах русской философской мысли;
2. П.Я. Чаадаев как основоположник оригинальной русской философии. Славянофилы и западники;
3. Философские основания идей русских революционеров-демократов;
4. Учение B.C. Соловьева как вершина русской религиозной философии;
5. Русская философия «серебряного века» и персонализм Н.А. Бердяева
6. Лев Шестов и русский экзистенциализм;
Заключение. Можно ли говорить о «конце философии»?
Анотація:
Впредлагаемом учебнике авторы исходят из того, что история философии есть та же философия, только в исторической форме. Лишенная своей истории философия теряет драматизм, достоверность факта, живую связь времен, а сама история превращается в набор фактов, связанных только хронологически.

Авторы в определенном смысле идут против течения, отказываясь от безбрежного плюрализма последних лет и формулируя ясное понимание предмета и метода философского знания. Философия, по их мнению, зародилась в Древней Греции, а то, что существовало на Древнем Востоке, проходит по ведомству мифологии, религии, ранних форм теоретического знания, в лучшем случае — предфилософии. В своем развитии философия прошла два явно выраженных этапа — философская классика и неклассическая философия. При этом неклассическая философия, преодолевая ограниченность классической, выходит за пределы собственно философского знания, вновь превращаясь в мифологию, литературу, позитивное знание. Своеобразие философии, считают авторы, заключается в ее предмете,

которым является проблема идеального, а также в методе теоретической рефлексии.

Працює на АБІС Коха