Українська євангельська теологічна семінарія

Философское вопрошание о Боге

231 ФИШ /1//1
Фишер, Н. ;
Философское вопрошание о Боге / Фишер, Н.. — Москва : Христианская Россия, 2004. — ISBN 5-94270-028-1
ББК
ДКД 231
ДКД 231
Зміст:
Содержание:

Предисловие;
Введение;
1. Определение задачи;
2. Замечания о методе решения задачи;
3. Диалектика говорения и молчания;
Глава 1. Предварительные вопросы о человеке как месте и носителе вопрошания о Боге;
1.1. О тождественности вопрошающего и о первых признаках природных метафизических задатков человека;
1.2. О соразмерном переживанию начале вопрошания о Боге и непреходящей проблематичности его содержания;
1.3. Содержательность трансцендирующего мышления для философского вопрошания о Боге;
Глава 2. О необходимости и проблематичности содержательных высказываний о сущности Бога;
2.1. Проблема вопрошания о свойствах и сущности Бога;
2.2. Запрашиваемая в вопрошании о Боге реальность как исходный пункт для аналогического говорения о Боге;
2.3. Попытка систематически прояснить содержание вопрошания о Боге;
Глава 3. Философская дискуссия о существовании Бога;
3.1. Смысл разработки доказательств существования Бога и модальный характер возможных результатов;
3.2. Очерк важнейших традиционных путей, ведущих к философскому доказательству существования Бога;
3.3. Существенные основания для оспаривания существования Бога и возможности его доказать;
3.4. Критическое описание некоторых парадигматических форм атеизма;
Глава 4. Отношение напряжённости между так называемым "Богом философов" и живым Богом веры;
4.1. Дистанция между человеческим мышлением о Боге и Божественной реальностью в философии Платона;
4.2. Блез Паскаль. Сознание разрыва между мыслимым и переживаемым Богом;
4.3. Критика метафизики Иммануила Канта и безбожное мышление Мартина Хайдеггера как необходимые вехи на пути осмысления задачи;
Глава 5. Подступы к философскому мышлению о Боге, не ориентированному на идеал точных наук;
5.1. Сознание непостижимости Бога: пути Богопознания Августина и Николая Кузанского;
5.2. Феноменология Другого как основание философского говорения о Боге: Эммануэль Левинас.

Анотація:
Кто вообще не испытывает неудовлетворенности собственной конечностью и конечностью мира, тот закрыт для вопрошания о Боге - как философского, так и богословского. Поскольку мы, люди, являемся деятельными культурными существами, которые пытаются сформировать и поддерживать свой мир, свои навыки и жизненные условия в согласии с собственными потребностями; и к тому же существами, которые живут не на острове блаженных и, таким образом, не предоставляют идти всему своим чередом, но имеют дело с изменчивым миром и вовлечены в борьбу с текучестью преходящих вещей, - постольку наша фактическая неудовлетворенность конечной реальностью очевидна. Неудовлетворенность, как степенью достижимого совершенства всех конечных вещей, так и их временностью. Подлинному совершенству, самодостаточному и не отсылающему к чему-то иному, достигшему высшей ступени и более не подверженному губительному влиянию времени, нет места в этом мире.
Тема данной книги - философское вопрошание о Боге. Такая формулировка задачи требует пословного объяснения. Уже само утверждение о том, что возможно философское вопрошание человека вообще, спорно. С одной стороны, в истории немало ярких примеров разработки философского вопроса о Боге и божественном; с другой стороны, метафизическим вопросам, к которым причисляют и вопрос о Боге, подчас отказывают в осмысленности. Однако это принципиальное отрицание может быть тотчас подвергнуто процедуре retorsioargumenti, то есть обращено против тех, кто его высказывает, ибо утверждение о бессмысленности метафизики, несомненно, само является метафизическим утверждением. Допущение, согласно которому возможно, опираясь на научно-эмпирические доводы, выступать за или против метафизики, само преступает границы научно-эмпирических высказываний, так как предполагает, незаметно для самого себя, бессмысленность утверждений о бессмысленности.
Вопрошание о Боге - фундаментальная богословская проблема, поскольку ее характер как вопрошания непреодолим и в то же время держит человека в напряжении знания незнания...

Працює на АБІС Коха