Западное христианство: Взгляд с Востока
230.9 КОЗ /1//1
Козлов, М. ;
Западное христианство: Взгляд с Востока / Козлов, М.. — Москва : Издательство Стретинского монастыря, 2009. —
ББК
ДКД 230.9 230 282 230.1 280.4
ДКД 230.9 230 282 230.1 280.4
Зміст:
СОДЕРЖАНИЕ:
От автора;
ПРЕДИСЛОВИЕ;
ГЛАВА I Введение в сравнительное богословие;
Сравнительное богословие как дисциплина;
Содержание курса и цель изучения сравнительного богословия;
Отношение Православной Церкви к инославным конфессиям;
Три чиноприема инославных;
ГЛАВА II Римский католицизм;
Основные догматические и обрядовые отличия римско-католического вероучения;
Римско-католическое учение о власти папы над Церковью;
Различие в понимании учения о Церкви православием и католицизмом;
Догматические предпосылки римско-католического учения о власти папы;
Папа как преемник апостола Петра;
Получил ли апостол Петр власть от Христа?;
Отношение апостола Петра к другим апостолам;
Роль Римского епископа и Римской кафедры в Древней Церкви;
Светская власть папы. «Дарственная Константина»;
Конфликт пап с Константинопольской Церковью;
Константинопольский Свято-Софийский Собор 879 г.;
После Свято-Софийского Собора;
Завершительный акт разделения Церквей;
Римско-католическая Церковь как абсолютная монархия;
Догмат об учительной непогрешимости папы;
Римско-католическое учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque);
Догматическая сущность учения о Filioque;
Filioque и православный Восток;
Римско-католическое учение о спасении;
Римско-католическое учение о первородном грехе;
Римско-католическое учение об удовлетворении Богу за грехи;
Римско-католическое учение о чистилище;
Римско-католическое учение о сокровищнице заслуг и индульгенциях;
Католическая мариология;
Римско-католическая сакраментология;
Таинство крещения;
Таинство миропомазания;
Таинство Евхаристии;
Таинство исповеди;
Таинство соборования;
Таинство священства;
Таинство брака;
Особенности римско-католического нравоучения;
Другие особенности римско-католического богословия и церковной практики;
Священное Писание и Священное Предание;
Посты;
Римско-католическая Церковь после II Ватиканского Собора;
Современное положение и структура Римско-католической Церкви;
Епархиальные структуры, духовенство, монашество;
Пресвитеры и диаконы в Римско-католической Церкви;
Монашеские и полумонашеские организации Римско-католической Церкви;
ГЛАВА III Протестантизм;
Римско-католическая Церковь накануне Реформации. Место протестантизма в истории христианства;
Предвестники и предшественники Реформации;
Начало протестантизма. От первого выступления Лютера до Нюрнбергского договора 1532 г.;
Немецкая Реформация от Нюрнбергского мира 1532 г. до Вестфальского мира 1648 г.;
Разбор догматического учения лютеранства;
Источники;
Учение о Священном Писании и Священном Предании;
Лютеранское учение о спасении и оправдани одной верой;
Учение о Церкви;
Учение о Таинствах и их числе;
Отвержение живой связи между Церковью земной и небесной;
Историческое значение лютеранской Реформации;
Швейцарская Реформация. Ульрих Цвингли (1484—1531);
Реформация Жана Кальвина;
Вероучение кальвинистов;
Символические книги кальвинистов;
Реформатское вероучение;
Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане;
Англиканство;
История английской Реформации;
Англиканское вероучение;
Церковная иерархия. Проблема женского священства;
Англиканское содружество;
ГЛАВА IV Русская Православная Церковь и экуменическое движение: обзор истории отношений и сегодняшнее состояние. Римско-католическая Церковь как экуменический партнер Русской Православной Церкви;
ПРИЛОЖЕНИЯ;
ПРИЛОЖЕНИЕ I Суждения иерархов, богословов и подвижников благочестия Русской Православной Церкви XIX—XX вв. об отношении к инославию, экуменическому движению, а также по вопросу о восстановлении межхристианского единства;
ПРИЛОЖЕНИЕ II Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию;
1.Единство Церкви и грех человеческих разделений;
2.Стремление к восстановлению единства;
3.Православное свидетельство инославному миру;
4.Диалог с инославием;
5.Многосторонние диалоги и участие в работе межхристианских организаций;
6.Отношения Русской Православной Церкви с инославием на ее канонической территории;
7.Внутренние задачи в связи с диалогом с инославием;
Заключение;
ПРИЛОЖЕНИЕ III История и характеристика богословских диалогов с инославием;
Отношения с Древними Восточными (дохалкидонскими) Церквами;
Отношения с Римско-католической Церковью;
Участие в международных христианских организациях и диалогах с экуменическим движением;
ПРИЛОЖЕНИЕ IV Об отношении Православной Церкви к инословным вероисповеданиям и межконфессионалъным организациям .
Анотація:
В чем отличие католического учения от православного? Откуда взялся Лютер? Как у англикан появилось женское священство? На эти и многие другие вопросы в своей книге отвечает профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим Козлов. Это переработанное и дополненное издание классического учебника по сравнительному богословию, в котором рассматриваются догматические, канонические и церковно-практические особенности различных христианских конфессий. Речь идет о римском католицизме, протестантизме и его основных ветвях — лютеранстве, кальвинизме, англиканстве, а также некоторых вероучительных течениях, возникавших в странах Европы в эпоху Реформации и более поздний период. ОТ АВТОРА Настоящая книга составлена как развитие учебных курсов моих предшественников по кафедре Сравнительного богословия МДАиС, в частности профессора Московской духовной академии Дмитрия Петровича Огицкого (1908–1994), курс семинарии и курс аспирантуры при МДА сотрудника Издательского отдела Германа Феодоровича Троицкого (1934–1995). Учебное пособие Д.П.Огицкого было использовано преимущественно в части, посвященной католичеству, лекции Г.Ф.Троицкого — протестантизму. Кроме того, при написании отдельных разделов привлекались статьи и материалы, собранные в издании «Хрестоматия по сравнительному богословию» (М., 2005), в особенности следующих авторов: архимандрита Плакиды (Дезей) «Блаженный Августин и “Филиокве”»; монаха (ныне иеромонаха) Саввы (Тутунова) «Современная римско-католическая сотериология»; архиепископа Нафанаила (Львова) «О латинском догмате непорочного зачатия»; В.Н.Лосского «Догмат о непорочном зачатии». За основу раздела, посвященного англиканству, были взяты статьи, помещенные в «Православной энциклопедии». По сравнению с предыдущими изданиями курса, дважды выходившими под названием «Православие и западное христианство» (М., 1995; 1999), курс был значительно переработан и дополнен двумя приложениями. Принципиально расширен раздел о экуменическом движении и межконфессиональных контактах. Внесены дополнения в другие главы, прежде всего касающиеся положений нового катехизиса Католической Церкви. В предлагаемом пособии рассматриваются догматические, канонические и церковно-практические особенности инославных исповеданий, отличающие их от Вселенского Православия: римского католицизма и основных ветвей протестантизма (лютеранства, кальвинизма, англиканства). Приведены сведения об экуменическом движении. Пособие предназначено для слушателей духовных школ и всех интересующихся вопросами православного богословия. Протоиерей Максим Козлов