Українська євангельська теологічна семінарія
Локальне зображення обкладинки
Локальне зображення обкладинки

История ислама : Исламская цивилизация от рождения до наших дней / Ходжсон М.

Перекладено з …: Marshall G. S. Hodgson, Chicago, Illinois = 1974, The venture of IslamОсновний автор-особа: Ходжсон, М., 1921-1968, Маршалл, АвторМова: російська.Країна: РОСІЙСЬКА ФЕДЕРАЦІЯ.Вихідні дані: М. : Эксмо, 2013Опис: 1088 с. : ил.ISBN: 978-5-699-58270-9.Індекс Дьюї (ДКД): 909.09767Класифікація: 28-94Примітки про зміст: Предисловие к русскому переводу Рубен У, Смит о Маршалле Ходжсоне и его «Истории ислама» Введение в изучение исламской цивилизации О значении исламских слов, имен и дат Зачем нужна транслитерация Общие вопросы произношения Транслитерация Транслитерация с арабского языка Транслитерация с персидского, турецкого и урду Мусульманские имена собственные Исламский календарь Исторический метод в изучении цивилизации Исторический гуманизм О научных предубеждениях Об определении цивилизаций О детерминированности традиций Об истории исламских исследований Использование терминов: ревизионизм в научной терминологии Использование терминов в исследовании по всемирной истории Новое время (Modern) Техникализация, Техническая эпоха Западу Западный мир, Европа «Восточная Римская Империя», «Византия» «Вестернизация» проекций карты мира и атласы Использование терминов в исламских исследованиях «Исламовед», «исламоведение» «Исламский мир», «исламизированный» «Ближний Восток», «от Нила до Амударьи» «Араб» «Аллах» «Тексты хадисов», «традиция» «Секта», «фирка» Примечание о переводе Пролог Исламское видение религии и цивилизации Применения ислама Диалектика культурной традиции Разнообразие ислама во всеобщей исторической цепи Единство ислама как религиозная традиция и ее ограниченность Цивилизация как воплощение основополагающих идеалов Исламизированная цивилизация как культурное наследие человечества Книга I Распространение ислама: Генезис нового социального строя Глава I Доисламский мир Культура аграрного общества Космополитические и меркантилистские тенденции в раннем аграрном обществе Расцвет эпохи осевого времени и объединение культурных регионов Индивидуальное сознание и новое общество Положение региона между Нилом и Амударьей в Ойкумене Конфессиональные религии Роль принципа народности в ирано-семитском монотеизме Народный характер Конфессиональные империи Принцип народности в Сасанидской империи Глава II Вызов Мухаммада, 570–624 гг Культура бедуинов во времена Мухаммада Арабы в международной политике Мекканская система Пророческая деятельность Мухаммада Монотеизм и личная нравственная ответственность Мухаммад основывает религиозную общину Умма добивается автономии Новая политика Мухаммада Зарождение нового общества и культуры Коран и опыт общины Глава III Раннее мусульманское государство, 625–692 гг Мухаммад создает арабское государство между Византийской и Сасанидской империями Взятие Мекки Возникновение новой региональной культуры Становление халифата Завоевание империи Сасанидов Организация завоевателей, созданная Омаром Первая фитна Правление Муавийи и Вторая фитна Государство Марванидов Книга II Цивилизация высокого халифата Пролог к книге II Переосмысление традиций О преемственности и культурном процветании Культурные ориентации в период высокого халифата Пояснения к используемому нами принципу периодизации Глава I Исламская оппозиция, 692–750 гг Халифатское государство становится абсолютной монархией Недовольство Марванидами и религиозная оппозиция Программа религиозных активистов Проблема авторитета: ильм и имамат Династия Марванидов теряет власть Компромисс Аббасидов Глава II Расцвет абсолютизма, 750–813 гг Халифатский абсолютизм Основания власти аль-Мансура Манихейский соблазн Харун ар-Рашид: халиф и его двор – покровители культуры Литература и образование Война за трон ар-Рашида Экономическая экспансия и распространение ислама Религия зимми Исламский мир Западного Средиземноморья Альтернативы халифату Глава III Шариатский ислам, ок. 750–945 гг Исламские устремления: универсалистская духовность и принцип народности Шариатское представление о ранней Медине Значение мединского образа для эпохи высокого халифата Шариатская теория и аль-Шафии: хадисы от Пророка Шафиитская система усул аль-фикх Правовой фикх Дух закона: общественный порядок, индивидуальные права Семейное право: стремление к равенству личных статусов Ограничения влияния коллектива Исламская умма при Аббасидах: две схемы правосудия Легитимизация халифатского государства Интеллектуальные модели, связанные с шариатским исламом: изучение истории Ат-Табари о смерти Усмана: главный водораздел для шариатитов Глава IV Личная религиозность: конфронтация с историей и эгоизм ок. 750–945 гг Связь благочестия с религиозной лояльностью А. Керигматическая ориентация Б. Мистическая ориентация Глава V Интеллектуальный дискурс: фальсафа и калам, ок. 750–945 гг Практическая систематизация естественнонаучного наследия Алхимия Файлясуфы и общество: медицина и астрология Философия как видение мира Файлясуфское понимание Бога Фальсафа и исламское откровение Между сократической и авраамической верой Аль-Фараби: откровение как политическая истина Калам и фальсафа Калам как система: проблема божественного могущества Глава VI Адаб: расцвет арабской литературной культуры Разрыв со старыми традициями Воспитание адиба Что должен знать адиб: история и география Поэзия (шир) как воплощение совершенства Критика: староарабская классика и новая поэзия Проза и садж: развлечение и назидание Искусство роскоши Глава VII Крах традиции абсолютизма, 813–945 гг Аль – Мамун: эксперименты по примирению шариата и двора Аль-Мутасим: дилемма личной армии Ухудшение ирригации в Саваде Кризис халифатского абсолютизма Крах карнатской революции Фатимиды и Саманиды Раскол Книга III Становление интернациональной цивилизации Пролог к книге III Ислам в Средние века Зыбкость аграрного процветания О культурном единстве Глава I Формирование интернационального политического порядка (945-1118 гг.) Развитие политического и культурного многообразия Фатимиды: шиитское государство, построенное на Ниле и военном флоте Закат власти Фатимидов Раздробленность в Испании: крах испанской независимости Государства персидской провинции Век шиизма Газневиды: государство тюркской династии Сельджуки: тюркская империя и мусульманское единство Улемы и эмиры в интернациональном политическом порядке Конец власти сельджуков Поздний халифат и легитимизация эмиров Восстание исмаилитов Глава II Общественный строй: торговые интересы, военная власть, свобода Свобода мусульман и открытая структура их общественного строя А. Экология региона Космополитизм аридной зоны и ее центральной области Шаткость аграрной власти в центре аридной зоны Скотоводы как решающая политическая сила Переселения и этнические изменения Б. Система айанов – эмиров Деревни Источники дохода богачей Подати Прибежища бедняков Эволюция городского уклада Социальные структуры свободных граждан Механизмы гражданского общества: замещение государственных постов и общественная политика Текучесть городской жизни Шариат как одна из сил в гражданском обществе Футувва, городское ополчение и гарнизонное правительство Военная тирания и промежуточная анархия В. Повседневный быт Международная торговля и экономические вложения Секс, рабство и гаремная система: культ мужской нести Страхи и удовольствия Глава III Созревание и взаимодействие интеллектуальных традиций (ок. 945-1111 гг.) Персидская героическая традиция: Фирдоуси Пик расцвета арабской литературы Расцвет естественных наук: аль-Бируни Фальсафа и проблемы духовного опыта: Ибн-Сына Калам медресе: триумф и истощение Газали: переоценка умозрительных традиций. Калам и фальсафа Полемика Газали с исмаилитами Духовное наставничество и градация знаний Обскурантизм и эзотерика Глава IV Суфийские тарикаты (около 945-1273 гг.) Популяризация мистицизма Влияние мистиков на умы людей Суфийское духовенство, пиры и мюриды Суфизм как институционализированная религия масс: приемы зикра Ордены-тарикаты Универсальная притягательность суфизма Суфизм как оплот интернационального общественного строя Суфийская теория: миф о микрокосминеском возвращении Кутб как мировая ось Суфизм как метафизика: объединяющие доктрины Яхья ас-Сухраварди: метафизика света Ибн-аль-Араби: метафизика любви Суфизм как поэзия: Джаляляддин Руми Мистицизм как триумф человека Глава V Победа нового суннитского интернационализма (1118–1258 гг.) Государства после распада империи Сельджуков Крестовые походы ираставрация Зенгидов-Айюбидов Реформы в государствах Магриба Распространение исламской цивилизации за пределы ее исходных территорий – в Европу В Индию Халиф ан-Насир, придворная футувва и хорезмшахи Монгольская катастрофа Глава VI Расцвет персидской литературной традиции и его исторический контекст (ок 1111–1274 гг.) Персидский и арабский как средства литературного выражения Поэтический образ: панегирический, романтический, лирический Суфизм и житейская мудрость: поэзия Саади Проза: простота и сложность, фарси и арабский Эзотерический стиль в литературе Философия мудреца-отшельника: Ибн-Туфайль и испанцы Ибн-Рушд о разнице между философией и религией Союз фальсафы и калама Изобразительное искусство в раннем Средневековье Глава VII Культурные модели исламского мира и Запада Исламский мир и Запад в XIII в Ислам и христианство как системы принципов религиозной жизни Устойчивые религиозные нормы в обеих культурных моделях Корпоративизм Запада и контрактуализм ислама Общинный морализм против корпоративного формализма в праве Договорной статус против формалистического в гражданской и личной ипостасях человека Ресурсы исторических действий Исламское влияние на Западе Книга IV Кризис и обновление: эпоха монгольского господства Пролог к книге IV Мировой кризис О консервативном духе Культурный спад и цикличность Глава I После монгольского нашествия: политика и общество, 1259–1405 гг Производительность сельского хозяйства в аридной зоне: кульминация затяжной болезни Тюрки как универсальная военная элита Номадизм и государство военного патронажа Идеалы монголов: потенциал обновления в государстве военного патронажа Монгольские государства (1258–1370) Мамлюки Египта Делийский султанат: завоевание Индии Раннее Османское государство в Европе Карьера Тимура Глава II Консерватизм и изысканность в интеллектуальных традициях (ок. 1258–1503 гг.) Образование как консервация Суннитское и шиитское представление об истории ислама Искажения и локализмы в суфизме Вуджудизм и визионерство Новые тенденции в шариате и фальсафе Изоляция Магриба Историк-философ: Ибн-Хальдун Риторика и утонченность персидской литературной традиции Расцвет персидской культуры: Тимуриды и их соседи Движения социального протеста Глава III Исламское изобразительное искусство (ок. 1258–1503 гг.) Влияние ислама на ирано-семитское изобразительное искусство Миниатюры эпохи Тимуридов: абстрактная изобразительность фигур Ассимиляция китайских образцов Как рассматривать миниатюры Архитектура: симметрия арок и куполов Каир мамлюков: город в движении Глава IV Экспансия ислама (ок. 1258–1503 гг.) Причины обращения в ислам Привлекательность исламской культуры Исламизация Южных морей Натурализация ислама в Малайзии и Индокитае Исламский мир южнее Сахары Ислам в Индии и Европе: XV век Северная часть Дар-аль-ислама: от Крыма до Юньнаня Мировые горизонты и земли старого ислама Господство мусульман и западный Ренессанс Книга V Второй расцвет: империи эпохи пороха Пролог к книге V Совесть и традиции Соперничество с Западом Два типа расцвета Глава I Империя Сефевидов: триумф шиитов, 1503–1722 гг Преобразования эпохи пороха: португальцы Преобразования: сухопутные империи (1498–1526 гг.) Шиитские основы государства Сефевидов Последствия шиитского господства Становление Исфахана Шиитская фальсафа Величие XVI столетия: расцвет иранизации Шиитское шариатское мышление Избыток централизма Глава II Империя Тимуридов в Индии: сосуществование ислама и индуизма, 1526–1707 гг Централизация управления: империя Акбара Универсализм в индийской религиозной жизни Абульфазл: суфизм и цивилизация Универсалистская цивилизация и исламская умма Расцвет мусульманского искусства в Индии Благосостояние Индии Аурангзеб и мятежники Глава III Османская империя: военный альянс шариата, 1517–1718 гг Военный абсолютизм и рабовладельческое хозяйство Интеграция закона шариата и абсолютная монархия Османское процветание Структура завоеваний Шариат и культурное самовыражение в империи Миллеты Упадок абсолютизма Глава IV Перед Потопом: XVIII век Присутствие Запада Плюсы и минусы реставрации османского абсолютизма Борьба за престолонаследие Индо-Тимуридской империи Снижение международной политической активности мусульман Реформисты на периферии: примитивный ваххабизм и новые тарикаты Книга VI Наследие ислама в современном мире Пролог к книге VI Революция нашего времени О наследии прошлого и современном сообществе Глава I Влияние Великих западных преобразований: поколение 1789 года Западные преобразования как мировое явление А. Преобразования на Западе Техникализм и общество: значимые организационные черты преобразований Моральная сторона техникализма Спутники техникализма Почему именно Запад? Б. Преобразования в исламском мире Начало Технической эпохи Нового времени Поколение 1789 года Новый уклад в Бенгалии и в Индии Новая система в Египте и Османской империи Поволжские татары и Туркестан Глава II Мировая гегемония Европы: XIX век Международное право и основы мирового порядка Фаза начального сопротивления Фаза консолидации высших слоев общества Консервация отставания в развитии Фаза подъема национализма Завершение европейского завоевания мира Глава III Модернизм в Турции: вестернизация Западные тюрки в Европе, но вне ее Либерализм «новых османов» Деспотизм в современном стиле: Абдул-Хамид и панисламизм Османизм и тюркизм: революция младотурок Формирование нации западных тюрок Кемалистская республика: секуляризм и западничество Выживание ислама Глава IV Египет и страны арабского Востока: возрождение культурного наследия Возрождение арабского мусульманского наследия: Мухаммад Абдо Египетский и арабский национализм Трансформация сельского хозяйства Начало распада сельской общины Реформы и национальная культура Модернизация фусха Арабское наследие и современная литература Испытание сионизмом Глава V Иран и Российская империя: мечта о революции Социальный протест бабитов Джамаляддин аль-Афгани и компромисс с европейцами Революции 1905–1917 гг Джадидизм и русская революция Триумф коммунизма Коммунистическое решение Реза-шах и интеллектуалы Глава VI Мусульманская Индия: коммунализм и универсализм Мусульмане Индии в период британской оккупации Буржуазный ислам и урду Эпоха Ганди От движения в поддержку халифата до самостоятельных реформ в деревне Коммунализм Менты Икбала Пакистан Глава VII Движение к независимости: XX столетие А. Коллапс европейского мирового порядка Колониализм в первой половине столетия (1905–1949 гг.) Конец колониализма (1949–1962 гг.) Независимость и взаимозависимость Б. Программа национальной реконструкции Исламское возрождение: неошариат как политическая программа Светская революция: «управляемая демократия» как средний путь Исламский космополитизм как мировая сила Эпилог Исламское наследие и современное сознание Моральное единство современного человечества Современные проблемы и отставание в развитии Новое мировоззрение и старое культурное наследие Наследие и современность Ислам в современном мире Глоссарий арабских и других восточных терминов Избранная библиография Именной указатель Анотація: "История ислама" знаменитого исламоведа Маршалла Ходжсона - уникальный всеохватывающий труд, остающийся с момента своей первой публикации в 1975 году самым масштабным исследованием исламской цивилизации, которое охватывает события от зарождения ислама до начала 60-х гг. XX века. Это совершенно уникальное, не имеющее аналогов в современном востоковедении произведение сделало Ходжсона одним из непререкаемых авторитетов в мусульманской истории.. Тип одиниці: Книги
Мітки з цієї бібліотеки: Немає міток з цієї бібліотеки для цієї назви. Ввійдіть, щоб додавати мітки.
Оцінки зірочками
    Середня оцінка: 0.0 (0 голос.)
Фонди
Поточна бібліотека Зібрання Шифр зберігання Стан Очікується на дату Штрих-код
Бібліотека Української євангельскої теологічної семінарії Російсько-український фонд Наукова література 909.09767 ХОД /1//1/ (Огляд полиці(Відкривається нижче)) Доступно (Немає обмежень доступу) 42173-006302

Предисловие к русскому переводу
Рубен У, Смит о Маршалле Ходжсоне и его «Истории ислама»
Введение в изучение исламской цивилизации
О значении исламских слов, имен и дат
Зачем нужна транслитерация
Общие вопросы произношения
Транслитерация
Транслитерация с арабского языка
Транслитерация с персидского, турецкого и урду
Мусульманские имена собственные
Исламский календарь
Исторический метод в изучении цивилизации
Исторический гуманизм
О научных предубеждениях
Об определении цивилизаций
О детерминированности традиций
Об истории исламских исследований
Использование терминов: ревизионизм в научной терминологии
Использование терминов в исследовании по всемирной истории
Новое время (Modern)
Техникализация, Техническая эпоха
Западу Западный мир, Европа
«Восточная Римская Империя», «Византия»
«Вестернизация» проекций карты мира и атласы
Использование терминов в исламских исследованиях
«Исламовед», «исламоведение»
«Исламский мир», «исламизированный»
«Ближний Восток», «от Нила до Амударьи»
«Араб»
«Аллах»
«Тексты хадисов», «традиция»
«Секта», «фирка»
Примечание о переводе


Пролог

Исламское видение религии и цивилизации
Применения ислама
Диалектика культурной традиции
Разнообразие ислама во всеобщей исторической цепи
Единство ислама как религиозная традиция и ее ограниченность
Цивилизация как воплощение основополагающих идеалов
Исламизированная цивилизация как культурное наследие человечества

Книга I Распространение ислама: Генезис нового социального строя

Глава I Доисламский мир
Культура аграрного общества
Космополитические и меркантилистские тенденции в раннем аграрном обществе
Расцвет эпохи осевого времени и объединение культурных регионов
Индивидуальное сознание и новое общество
Положение региона между Нилом и Амударьей в Ойкумене
Конфессиональные религии
Роль принципа народности в ирано-семитском монотеизме
Народный характер
Конфессиональные империи
Принцип народности в Сасанидской империи
Глава II Вызов Мухаммада, 570–624 гг
Культура бедуинов во времена Мухаммада
Арабы в международной политике
Мекканская система
Пророческая деятельность Мухаммада
Монотеизм и личная нравственная ответственность
Мухаммад основывает религиозную общину
Умма добивается автономии
Новая политика Мухаммада
Зарождение нового общества и культуры
Коран и опыт общины
Глава III Раннее мусульманское государство, 625–692 гг
Мухаммад создает арабское государство между Византийской и Сасанидской империями
Взятие Мекки
Возникновение новой региональной культуры
Становление халифата
Завоевание империи Сасанидов
Организация завоевателей, созданная Омаром
Первая фитна
Правление Муавийи и Вторая фитна
Государство Марванидов

Книга II Цивилизация высокого халифата

Пролог к книге II
Переосмысление традиций
О преемственности и культурном процветании
Культурные ориентации в период высокого халифата
Пояснения к используемому нами принципу периодизации
Глава I Исламская оппозиция, 692–750 гг
Халифатское государство становится абсолютной монархией
Недовольство Марванидами и религиозная оппозиция
Программа религиозных активистов
Проблема авторитета: ильм и имамат
Династия Марванидов теряет власть
Компромисс Аббасидов
Глава II Расцвет абсолютизма, 750–813 гг
Халифатский абсолютизм
Основания власти аль-Мансура
Манихейский соблазн
Харун ар-Рашид: халиф и его двор – покровители культуры
Литература и образование
Война за трон ар-Рашида
Экономическая экспансия и распространение ислама
Религия зимми
Исламский мир Западного Средиземноморья
Альтернативы халифату
Глава III Шариатский ислам, ок. 750–945 гг
Исламские устремления: универсалистская духовность и принцип народности
Шариатское представление о ранней Медине
Значение мединского образа для эпохи высокого халифата
Шариатская теория и аль-Шафии: хадисы от Пророка
Шафиитская система усул аль-фикх
Правовой фикх
Дух закона: общественный порядок, индивидуальные права
Семейное право: стремление к равенству личных статусов
Ограничения влияния коллектива
Исламская умма при Аббасидах: две схемы правосудия
Легитимизация халифатского государства
Интеллектуальные модели, связанные с шариатским исламом: изучение истории
Ат-Табари о смерти Усмана: главный водораздел для шариатитов
Глава IV Личная религиозность: конфронтация с историей и эгоизм ок. 750–945 гг
Связь благочестия с религиозной лояльностью
А. Керигматическая ориентация
Б. Мистическая ориентация
Глава V Интеллектуальный дискурс: фальсафа и калам, ок. 750–945 гг
Практическая систематизация естественнонаучного наследия
Алхимия
Файлясуфы и общество: медицина и астрология
Философия как видение мира
Файлясуфское понимание Бога
Фальсафа и исламское откровение
Между сократической и авраамической верой
Аль-Фараби: откровение как политическая истина
Калам и фальсафа
Калам как система: проблема божественного могущества
Глава VI Адаб: расцвет арабской литературной культуры
Разрыв со старыми традициями
Воспитание адиба
Что должен знать адиб: история и география
Поэзия (шир) как воплощение совершенства
Критика: староарабская классика и новая поэзия
Проза и садж: развлечение и назидание
Искусство роскоши
Глава VII Крах традиции абсолютизма, 813–945 гг
Аль – Мамун: эксперименты по примирению шариата и двора
Аль-Мутасим: дилемма личной армии
Ухудшение ирригации в Саваде
Кризис халифатского абсолютизма
Крах карнатской революции
Фатимиды и Саманиды
Раскол

Книга III Становление интернациональной цивилизации

Пролог к книге III
Ислам в Средние века
Зыбкость аграрного процветания
О культурном единстве
Глава I Формирование интернационального политического порядка (945-1118 гг.)
Развитие политического и культурного многообразия
Фатимиды: шиитское государство, построенное на Ниле и военном флоте
Закат власти Фатимидов
Раздробленность в Испании: крах испанской независимости
Государства персидской провинции
Век шиизма
Газневиды: государство тюркской династии
Сельджуки: тюркская империя и мусульманское единство
Улемы и эмиры в интернациональном политическом порядке
Конец власти сельджуков
Поздний халифат и легитимизация эмиров
Восстание исмаилитов
Глава II Общественный строй: торговые интересы, военная власть, свобода
Свобода мусульман и открытая структура их общественного строя
А. Экология региона
Космополитизм аридной зоны и ее центральной области
Шаткость аграрной власти в центре аридной зоны
Скотоводы как решающая политическая сила
Переселения и этнические изменения
Б. Система айанов – эмиров
Деревни
Источники дохода богачей
Подати
Прибежища бедняков
Эволюция городского уклада
Социальные структуры свободных граждан
Механизмы гражданского общества: замещение государственных постов и общественная политика
Текучесть городской жизни
Шариат как одна из сил в гражданском обществе
Футувва, городское ополчение и гарнизонное правительство
Военная тирания и промежуточная анархия
В. Повседневный быт
Международная торговля и экономические вложения
Секс, рабство и гаремная система: культ мужской нести
Страхи и удовольствия
Глава III Созревание и взаимодействие интеллектуальных традиций (ок. 945-1111 гг.)
Персидская героическая традиция: Фирдоуси
Пик расцвета арабской литературы
Расцвет естественных наук: аль-Бируни
Фальсафа и проблемы духовного опыта: Ибн-Сына
Калам медресе: триумф и истощение
Газали: переоценка умозрительных традиций. Калам и фальсафа
Полемика Газали с исмаилитами
Духовное наставничество и градация знаний
Обскурантизм и эзотерика
Глава IV Суфийские тарикаты (около 945-1273 гг.)
Популяризация мистицизма
Влияние мистиков на умы людей
Суфийское духовенство, пиры и мюриды
Суфизм как институционализированная религия масс: приемы зикра
Ордены-тарикаты
Универсальная притягательность суфизма
Суфизм как оплот интернационального общественного строя
Суфийская теория: миф о микрокосминеском возвращении
Кутб как мировая ось
Суфизм как метафизика: объединяющие доктрины
Яхья ас-Сухраварди: метафизика света
Ибн-аль-Араби: метафизика любви
Суфизм как поэзия: Джаляляддин Руми
Мистицизм как триумф человека
Глава V Победа нового суннитского интернационализма (1118–1258 гг.)
Государства после распада империи Сельджуков
Крестовые походы ираставрация Зенгидов-Айюбидов
Реформы в государствах Магриба
Распространение исламской цивилизации за пределы ее исходных территорий – в Европу
В Индию
Халиф ан-Насир, придворная футувва и хорезмшахи
Монгольская катастрофа
Глава VI Расцвет персидской литературной традиции и его исторический контекст (ок 1111–1274 гг.)
Персидский и арабский как средства литературного выражения
Поэтический образ: панегирический, романтический, лирический
Суфизм и житейская мудрость: поэзия Саади
Проза: простота и сложность, фарси и арабский
Эзотерический стиль в литературе
Философия мудреца-отшельника: Ибн-Туфайль и испанцы
Ибн-Рушд о разнице между философией и религией
Союз фальсафы и калама
Изобразительное искусство в раннем Средневековье
Глава VII Культурные модели исламского мира и Запада
Исламский мир и Запад в XIII в
Ислам и христианство как системы принципов религиозной жизни
Устойчивые религиозные нормы в обеих культурных моделях
Корпоративизм Запада и контрактуализм ислама
Общинный морализм против корпоративного формализма в праве
Договорной статус против формалистического в гражданской и личной ипостасях человека
Ресурсы исторических действий
Исламское влияние на Западе

Книга IV Кризис и обновление: эпоха монгольского господства

Пролог к книге IV
Мировой кризис
О консервативном духе
Культурный спад и цикличность
Глава I После монгольского нашествия: политика и общество, 1259–1405 гг
Производительность сельского хозяйства в аридной зоне: кульминация затяжной болезни
Тюрки как универсальная военная элита
Номадизм и государство военного патронажа
Идеалы монголов: потенциал обновления в государстве военного патронажа
Монгольские государства (1258–1370)
Мамлюки Египта
Делийский султанат: завоевание Индии
Раннее Османское государство в Европе
Карьера Тимура
Глава II Консерватизм и изысканность в интеллектуальных традициях (ок. 1258–1503 гг.)
Образование как консервация
Суннитское и шиитское представление об истории ислама
Искажения и локализмы в суфизме
Вуджудизм и визионерство
Новые тенденции в шариате и фальсафе
Изоляция Магриба
Историк-философ: Ибн-Хальдун
Риторика и утонченность персидской литературной традиции
Расцвет персидской культуры: Тимуриды и их соседи
Движения социального протеста
Глава III Исламское изобразительное искусство (ок. 1258–1503 гг.)
Влияние ислама на ирано-семитское изобразительное искусство
Миниатюры эпохи Тимуридов: абстрактная изобразительность фигур
Ассимиляция китайских образцов
Как рассматривать миниатюры
Архитектура: симметрия арок и куполов
Каир мамлюков: город в движении
Глава IV Экспансия ислама (ок. 1258–1503 гг.)
Причины обращения в ислам
Привлекательность исламской культуры
Исламизация Южных морей
Натурализация ислама в Малайзии и Индокитае
Исламский мир южнее Сахары
Ислам в Индии и Европе: XV век
Северная часть Дар-аль-ислама: от Крыма до Юньнаня
Мировые горизонты и земли старого ислама
Господство мусульман и западный Ренессанс

Книга V Второй расцвет: империи эпохи пороха

Пролог к книге V
Совесть и традиции
Соперничество с Западом
Два типа расцвета
Глава I Империя Сефевидов: триумф шиитов, 1503–1722 гг
Преобразования эпохи пороха: португальцы
Преобразования: сухопутные империи (1498–1526 гг.)
Шиитские основы государства Сефевидов
Последствия шиитского господства
Становление Исфахана
Шиитская фальсафа
Величие XVI столетия: расцвет иранизации
Шиитское шариатское мышление
Избыток централизма
Глава II Империя Тимуридов в Индии: сосуществование ислама и индуизма, 1526–1707 гг
Централизация управления: империя Акбара
Универсализм в индийской религиозной жизни
Абульфазл: суфизм и цивилизация
Универсалистская цивилизация и исламская умма
Расцвет мусульманского искусства в Индии
Благосостояние Индии
Аурангзеб и мятежники
Глава III Османская империя: военный альянс шариата, 1517–1718 гг
Военный абсолютизм и рабовладельческое хозяйство
Интеграция закона шариата и абсолютная монархия
Османское процветание
Структура завоеваний
Шариат и культурное самовыражение в империи
Миллеты
Упадок абсолютизма
Глава IV Перед Потопом: XVIII век
Присутствие Запада
Плюсы и минусы реставрации османского абсолютизма
Борьба за престолонаследие Индо-Тимуридской империи
Снижение международной политической активности мусульман
Реформисты на периферии: примитивный ваххабизм и новые тарикаты

Книга VI Наследие ислама в современном мире

Пролог к книге VI
Революция нашего времени
О наследии прошлого и современном сообществе
Глава I Влияние Великих западных преобразований: поколение 1789 года
Западные преобразования как мировое явление
А. Преобразования на Западе
Техникализм и общество: значимые организационные черты преобразований
Моральная сторона техникализма
Спутники техникализма
Почему именно Запад?
Б. Преобразования в исламском мире
Начало Технической эпохи Нового времени
Поколение 1789 года
Новый уклад в Бенгалии и в Индии
Новая система в Египте и Османской империи
Поволжские татары и Туркестан
Глава II Мировая гегемония Европы: XIX век
Международное право и основы мирового порядка
Фаза начального сопротивления
Фаза консолидации высших слоев общества
Консервация отставания в развитии
Фаза подъема национализма
Завершение европейского завоевания мира
Глава III Модернизм в Турции: вестернизация
Западные тюрки в Европе, но вне ее
Либерализм «новых османов»
Деспотизм в современном стиле: Абдул-Хамид и панисламизм
Османизм и тюркизм: революция младотурок
Формирование нации западных тюрок
Кемалистская республика: секуляризм и западничество
Выживание ислама
Глава IV Египет и страны арабского Востока: возрождение культурного наследия
Возрождение арабского мусульманского наследия: Мухаммад Абдо
Египетский и арабский национализм
Трансформация сельского хозяйства
Начало распада сельской общины
Реформы и национальная культура
Модернизация фусха
Арабское наследие и современная литература
Испытание сионизмом
Глава V Иран и Российская империя: мечта о революции
Социальный протест бабитов
Джамаляддин аль-Афгани и компромисс с европейцами
Революции 1905–1917 гг
Джадидизм и русская революция
Триумф коммунизма
Коммунистическое решение
Реза-шах и интеллектуалы
Глава VI Мусульманская Индия: коммунализм и универсализм
Мусульмане Индии в период британской оккупации
Буржуазный ислам и урду
Эпоха Ганди
От движения в поддержку халифата до самостоятельных реформ в деревне
Коммунализм
Менты Икбала
Пакистан
Глава VII Движение к независимости: XX столетие
А. Коллапс европейского мирового порядка
Колониализм в первой половине столетия (1905–1949 гг.)
Конец колониализма (1949–1962 гг.)
Независимость и взаимозависимость
Б. Программа национальной реконструкции
Исламское возрождение: неошариат как политическая программа
Светская революция: «управляемая демократия» как средний путь
Исламский космополитизм как мировая сила

Эпилог Исламское наследие и современное сознание

Моральное единство современного человечества
Современные проблемы и отставание в развитии
Новое мировоззрение и старое культурное наследие
Наследие и современность
Ислам в современном мире
Глоссарий арабских и других восточных терминов
Избранная библиография
Именной указатель

"История ислама" знаменитого исламоведа Маршалла Ходжсона - уникальный всеохватывающий труд, остающийся с момента своей первой публикации в 1975 году самым масштабным исследованием исламской цивилизации, которое охватывает события от зарождения ислама до начала 60-х гг. XX века. Это совершенно уникальное, не имеющее аналогов в современном востоковедении произведение сделало Ходжсона одним из непререкаемых авторитетов в мусульманской истории.

Немає коментарів для цієї одиниці.

для можливості публікувати коментарі.

Натисніть на зображення, щоб переглянути його в оглядачі зображень

Локальне зображення обкладинки

Працює на АБІС Коха